В пятницу 21 марта 2014 года полуостров Крым окончательно стал юридически и административно частью Российской Федерации. Произошло это после того, как Совет Федерации ратифицировал Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Субъектов, собственно, два – республика Крым и Севастополь, ставший городом федерального подчинения, как оно и было встарь, только назывался он тогда городом союзного подчинения.

В этой процедуре все соответствовало международно-правовым нормам. Иной порядок действий выглядел бы сомнительным в юридическом смысле.

Присоединение этих двух административных единиц было осуществлено посредством договора между двумя суверенными государствами – РФ и той самой республикой Крым, которая сначала отделилась от Украины и провозгласила независимость, и лишь потом, после подведения итогов референдума, присоединилась, а точнее – воссоединилась с Россией.

В этой процедуре все соответствовало международно-правовым нормам. Иной порядок действий выглядел бы сомнительным в юридическом смысле. Именно такую фиктивную бумажку пытались «проштемпелевать» в Госдуме Сергей Миронов и другие депутаты из фракции «Справедливой России».

Они две недели всячески рекламировали свой законопроект «Об упрощенном порядке принятия в состав Российской Федерации части иностранного государства в качестве нового субъекта». Документ этот предусматривал нечто диковинное и несообразное с точки зрения международного права.

Его, это право, и так толком не соблюдают те же Соединенные Штаты, например, и действуют по «праву сильного». Но это же не значит, что Россия должна уподобляться геополитическим конкурентам.

А именно это предлагали сделать эсеры. В их проекте было написано: «При невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти  принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума если вопрос о ее присоединении к Российской Федерации получил одобрение, либо по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства».

Авторы законопроекта поясняли, что их опус вытекает из обязательств России, предусмотренных двусторонним Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года.

Это был типичный случай спекуляции и попыток политического пиара на модно злободневной теме.

«В международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора. Более того, требования о необходимости заключить такой договор с иностранным государством нет в международном праве», — было написано в пояснительной записке к проекту.

Строго говоря, это был типичный случай спекуляции и попыток политического пиара на модно злободневной теме. Но руководители Российской Федерации не пошли по предложенному «Справедливой Россией» скользкому и сомнительному пути.

Взамен этого был избран логически точный алгоритм. Первым делом Владимир Путин подписал президентский указ о признании независимости республики Крым. Это было необходимо, так как международное право не предусматривает односторонней передачи из одного государства в другое куска территории.

Затем с независимым Крымом был подписан Российской Федерацией договор по всем правилам и с соблюдением всех формальностей. Договор этот прошел «госприемку» и «ОТК» в Конституционном суде. После чего был ратифицирован по порядку нижней и верхней палатами российского парламента.

Только после прохождения всех этих этапов Крым с Севастополем вошли в состав нашей Федерации. И начался переходный период, основные особенности и детали которого обозначены в вышеуказанном Договоре. Впереди еще немало проблем, сложностей и бюрократических закорючек. Но пока можно и нужно поздравить 96 процентов жителей Крыма и города русской славы: «Добро пожаловать на Родину!»

 

 справка

Статья 1

1. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. 

2. Принятие Республики Крым в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Договором, Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым.

Статья 2

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статья 3

1. Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
2. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.

Статья 4

1. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

2. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации.

3. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.

Статья 5

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Статья 6

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 7

Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, проходят военную службу на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2016 года включительно.

Статья 8

Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2015 года. До избрания органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя их полномочия осуществляют соответственно Государственный Совет Республики Крым – парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя.

Статья 9

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. Статья 10 Настоящий Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.

 

Николай Троицкий