Об этом – в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказал Эдуард Капитонов, заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами компании RedSys.

 

Ведущий: Недавно прошел форум «Армия-2015» , где ваша компания представляла концепцию «Цифровая армия». Об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас расскажите нам, что значит RedSys?

Э. Капитонов: Несмотря на то, что в нашем бренд-буке используется красный цвет, на самом деле RedSys обозначает совсем другое: ответственность, эффективность и развитие. Как раз то, что сейчас требуется для России. Ответственность с одной стороны перед заказчиками России, эффективность самой деятельности, эффективность России и развитие всего в целом.

Ведущий: На вашем сайте сказано, что ваша компания - системный интегратор. Что это такое?

Э. Капитонов: Это означает, что в компании есть решения, программные продукты. Программно-аппаратные комплексы ведущих поставщиков. Мы работаем с такими компаниями как IBM, Microsoft, CISCA, Huawei. Есть решения от мировых брендов. Вместе с этим у нас есть собственные решения, то есть компания RedSys владеет определенными технологиями, продуктами, разработками.

Ведущий: Решение – это ноу-хау?

ЭКапитонов : Да, и это продукты. Это может быть мобильное устройство, программно-аппаратный  комплекс, либо просто программа.

Ведущий: Все то, что можно подержать руками?

Э. Капитонов: Это то, что можно внедрить и использовать. Если говорить о консалтинге, об услуге, то она может быть формализована в виде документа. И вместе с этим есть направление, связанное с заказной разработкой. Наши программисты, исходя из требования заказчика, пишут непосредственно программные обеспечения и выполняют определенные работы для этого заказчика.

Ведущий: Расскажите нам про «цифровую армию». Это армия, которая будет состоять из 1 и 0?

Э. Капитонов: Объединено большое направление, которое создано для того, чтобы те передовые наработки, которые сейчас используются нашей компанией в гражданке, можно было направить на вооруженные силы. При этом сразу оговорюсь, что речь не идет о боевом управлении, это тема не наша. Все мы уже не можем жить без «гаджетов», без тех программ, которые нас окружают: они помогают экономить время, действовать эффективно и эти технологии и наработки мы хотим направить в войска. Когда мы говорим о «цифровой армии», можно условно разделить 2 направления: цифровой гарнизон и цифровой корабль. То есть единицы, которые имеют достаточно изолированное существование и имеют комплекс задач, которые необходимо решать.

Ведущий: Как локальная сеть?

Э. Капитонов: Это слишком упрощенно. Есть такое понятие «повседневная деятельность». Она охватывает очень много направлений, связанных с боевой учебой, готовностью техники, воспитательным процессом, административным управлением, материально-техническим обеспечением. Эти все вопросы и входят в понятие «повседневная деятельность», на всех этапах, начиная от оценки обстановки, принятия решения, планирования мероприятий по достижению этих решений, доведению этих задач непосредственно до исполнителей, обеспечению необходимыми материалами этих исполнителей.

Ведущий: Можно ли говорить о том, что у наших военных появятся защищенные телефоны?

Э. Капитонов: Да. Мы активно работаем в данном направлении, и «Армия-2015» как раз очень приблизила нас к нему. Оценивая количество контактов, которые были проведены на выставке, могу сказать, что это год работы департамента. Были совершенно разные заинтересованные слушатели: непосредственные исполнители, органы военных управлений и т. д..

Ведущий: А что Минобороны хотело бы от вас получить?

Э. Капитонов: Я бы сказал, что больше мы сейчас хотим от Минобороны, потому что те наработки, которые у нас есть, сделаны в инициативном порядке, не в рамках каких-то ОКР. И задачей «Армии-2015» - было донести до Министерства обороны, для заинтересованных пользователей те технологии и те устройства, которые мы предлагаем. Цель достигнута. Буквально недавно у нас было заседание в генеральном штабе, где уже более детально знакомились с нашими устройствами.

Ведущий: А что больше заинтересовало Минобороны?

 ЭКапитонов : Расскажу детально. Мы не просто сделали один мобильный гаджет, их создано несколько типов. Уже сейчас в качестве инициативной разработки он интегрирован с электронной персональной карточкой военнослужащего. В данный момент идет процесс перехода от военного билета к персональной карте. Когда вы вставляете карту в гаджет, сразу определяется кто это. Используя эту карту вы можете войти с любого устройства и решать те задачи, которые по условиям доступа вам разрешены, это во-первых. Во-вторых, если вы приложите к гаджету другую карту, а там есть внутренний бесконтактный считыватель, то уже выполняется учетная роль. Предположим, идет патруль, подзывают военнослужащего, прикладывают его карточку к мобильному устройству, считывается информация: кто, когда, на основании чего. Если есть какие-то замечания, то, не вводя текста, а из контекстного меню выбирается это замечание и информация уходит в систему. Соответственно, уже при формировании отчета о нарушениях, информация будет учтена. Вы представляете, какая будет колоссальная экономия?

Ведущий: А на какой операционной системе все это будет работать?

Э. Капитонов:  Есть требования Минобороны - Астролинкс. Программные обеспечения будут использоваться с этими соответствиями. В настоящий момент прототипы сделаны у нас на «Андроиде» для того, чтобы показать и заинтересовать. Если сформируется инициативная группа, будет переведено все в соответствии с требованиями Минобороны.

Ведущий: Всем понятно, что Android – это американская операционная система, и ее нельзя ставить.

Э. Капитонов:  Она и не будет стоять. Это только прототип, чтоб показать, как это делается. Что такое инициативная разработка? Это разработка за счет средств компании. Мы идем путем, когда минимально тратим, используя то, что есть.

Ведущий: Санкции по вам сильно ударили?

Э. Капитонов:  Я давно занимаюсь IT. Могу сказать, что санкции сказались. Во-первых, есть перечень предприятий-клиентов, которые попали под санкции и мы не можем поставлять определенное оборудование. Ведется большая работа по поиску замены. Во-вторых, покупательная способность клиентов значительно снизилась из-за того, что идет переосмысление направления использования. Вместе с этим я чувствую, что рождаются новые потребности. До 2008 года, работая в другой компании, часто целью автоматизации был выход на IPO. Совершенно аморфная цель.

Ведущий: Чтобы выпустить акции, продать?

Э. Капитонов: Да. Сейчас одна из задач - повышение эффективности. И если бы не было санкций, их надо было ввести. Появляется новый класс решений. Я сам занимаюсь продвижением, очень часто используется маркетинговый ход, когда создается продукт, и он охватывает функциональную область. И даже если мы хорошо автоматизируем одну функцию, то остальное не будет работать. Сейчас появляются решения, которые позволяют управлять всем процессом. От функционального подхода к целевому. В том решении, которое мы предлагаем  для «Армии -2015», есть такие наработки.

Ведущий: Через сколько мы увидим ваши разработки в войсках?

Э. Капитонов:  Это зависит не только от нас. Как я вижу, в Министерстве обороны прекрасно понимают, то, что мы предлагаем – это интересно. Вместе с этим должны будут произойти серьезные изменения. Изменения в режиме отношений, в системе безопасности, потому что если мы даже берем повседневную деятельность, то должно произойти большое количество изменений нормативных актов. Это будет сопровождено определенными проблемами для вооруженных сил. Но эти изменения должны произойти, потому что в других странах эти технологии давно используются. И человек-военнослужащий на гражданке использует все эти гаджеты, он умеет ими пользоваться и созрел для работы с ними. Он приходит на службу и не пользуется ими, происходит разрыв, который должен быть ликвидирован, нашей компанией или нет. Скорее всего, это будет целая кооперация, потому что объемы будут очень большими. Я думаю, что время заставит прийти к этому.

Ведущий: Самое простое и прикладное. Телефон или смартфон для военнослужащих на данном этапе можно составить исключительно из российских деталей?

Э. Капитонов Гипотетически да. Я так думаю, что он будет золотым.

Ведущий:У нас дороже производство или для того, чтобы это запустить у нас, надо вложить очень много денег?

Э. Капитонов:И то, и другое. Стоимость запчасти определяется массовостью производства. Чем больше выпускается, тем дешевле. Мы находимся на начальном пути, потому что бизнес всегда шел на то, чтобы использовать все более дешевое, именно по этой причине мы использовали иностранные комплектующие. К нам на «Армии-2015» подходили многие производители комплектующих и спрашивали, можно ли использовать их наработки. Мы говорили, что уже намечен ряд встреч. Это не значит, что мы отказываемся и работаем только с китайским производством.Мы с удовольствием будем ставить и русские.

Ведущий: А если взять наши комплектующие, то насколько по времени будет наш смартфон отставать от импортных аналогов?

Э. Капитонов: Если мы будем использовать для автоматизации повседневной деятельности, то здесь отставания особого не будет, потому что круг задач намного проще, не запускаются серьезные игрушки. Давайте посмотрим какие задачи вообще должны решаться. Первое, идентификация. Я уже рассказал про электронную карточку военнослужащего. Второй способ идентификации – это жетон. Данные с жетона считываются когда военнослужащий находится в бессознании, чтоб оказать ему первую необходимую медицинскую помощь. Бесконтактно считывается информация. Электронную карточку можно использовать в качестве электронно-цифровой подписи. Следующее – режим удаленной работы. Появляется возможность работать, не находясь на рабочем месте. Режим работы off-line/on-line. Также, это донесение информации, здесь особых требований не нужно. Информация пришла - ее визуализировали. Это документы, донесения, отчеты, показатели, схемы. Следующее - ввести информацию. Ввести информацию можно двумя путями: ввести руками, а второй очень прогрессивный путь, который используется в частности в проекте РЖД – ввод через контекстное меню, когда не нужно набирать информацию, необходимо только набрать контекстное меню и информация уже отправится. И наконец, возможность интеграции с различными приборами, чтобы информацию не набирать, а просто скачать. Того уровня развития отечественной элементарной базы вполне хватает. И смены гаджетов каждый год уже не будет.

Ведущий: На Ваш взгляд существует ли опасность? Ведь электронная карточка может попасть к противнику, соответственно, он может получить доступ. И как защищаться в таком случае?

Э. Капитонов:Уже сейчас предусмотрена удаленная блокировка и уничтожение информации, которая находится на гаджете.

Ведущий:Когда «Энигма» попала к англичанам, они же тоже мучились, но в итоге сломали. И нет ли такой опасности при переходе на цифровые технологии и отказа от бумаги?

Э. Капитонов: Такая опасность есть, в этом направлении ведутся работы, переход требует время, но он будет в любом случае. Кто владеет информацией, тот и побеждает. Сама концепция ведения войн становится информационной, вы это чувствуете по интернету, по СМИ. 

Беседовали Илья Доронов и Игорь Барчугов.

Текст: Анна Рафаелян.