Об этом в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции «Комсомольская правда» – программе «Открытым текстом», рассказал Владимир Михеев, первый советник первого заместителя генерального директора КРЭТ.

- Несколько месяцев назад в КРЭТ рассказали о поставках подвесного оборудования для бомбардировщиков СУ-34. Это специальные контейнеры, благодаря которым фронтовой бомбардировщик превращается в самолет-РЭБ. Расскажите об этом подробнее.

- Сегодня мы на самом деле стоим на пороге РЭБ. В мире она уже идет, от обычных способов применения вооружения мы идем в сторону радиоэлектронной войны.

- А что такое сама радиоэлектронная борьба?

- Системы радиоэлектронной борьбы достаточно сложные . Они предназначены, прежде всего, для защиты своих самолетов и блокирования применения оружия чужими самолетами. Самолет становится беспомощным, если против него использовали средства РЭБ. Сейчас все вооружение управляется с помощью различных радиоэлектронных систем РЭБ, они позволяют разведать тот комплект оборудования, который находится во вражеском самолете и полностью блокировать применение этого оружия. Самолет противника не будет что-либо видеть, он не сможет пустить ракету, не сможет применить пушечное вооружение. Он будет глухой и слепой. При этом свой самолет будет выполнять все необходимые функции.

- А разве у противника нет таких же систем?

-  Этот способ называет контррадиоэлектронная борьба, то есть мы на самом деле взаимодействуем с противником, но уже мы меряемся не ракетами и снарядами пушечными, а системами и средствами РЭБ, радиоэлектронными волнами, радиоэлектронными сигналами.

- То есть, кто кого подавит?

- Да, кто кого быстрее разведает, у кого наиболее оптимальная обработка сигнала.

- Кто сегодня впереди?

- В области РЭБ мы находимся на самых передовых позициях. Потому что нам всю жизнь приходилось иметь дело с самым сильным электронным противником. И мы всегда себя ровняли под самые развитые страны, под США, Израиль, европейские страны, и готовили им этот несимметричный ответ в виде РЭБ. Мы понимали, какое оружие они хотят против нас применить и блокировали любые попытки применения этого оружия.

- То есть сегодня мы лучше США  в этом плане?

- Я думаю, да.

- Существует ли перспектива работы такого самолета, как СУ-34 в Сирии против террористов, и как это будет выглядеть?

- Это зависит от того, будет ли применять их Министерство обороны, воздушно-космические силы РФ. Для этих самолетов поставлено самое современное оборудование, как мы говорим, базовый комплект РЭБ, который защищает единичный самолет и наращиваемый комплект системы РЭБ, который позволяет им из обычного самолета, не утрачивая при этом свои функции применять оружие и одновременно защищать не только себя, но еще и группу самолетов.

- Получается, что он как ведущий? Один самолет оснащен этой системой подвесного оборудования, за ним может идти еще несколько самолетов, и он их всех закрывает?

- Да, он их всех будет прикрывать, повышая при этом их «живучесть». Но самое главное, что этот самолет уже будет способен воевать в самой современной радиоэлектронной обстановке. Не только против запрещенной на территории РФ организации «ИГИЛ», но, в том числе, если это понадобится , против достаточно серьезных современных армий, которые там расположены.

- А с земли он прикрывает самолеты? Ведь у ИГИЛ с самолетами не очень, но с земли могут достать вполне.

- Комплекс универсальный, он работает по любым авиационным объектам  и по всем объектам, которые есть на земле. Любые зенитно-ракетные комплексы, радиолокационные системы и системы связи и управления, они будут разведаны и соответствующим образом подавлены. То есть они будут полностью блокированы, ни одна РЛС не увидит, ни одна ракета зенитно-ракетного комплекса в его направление не выстрелит.

- Когда обсуждаешь такие темы, возникает огромное чувство гордости  за страну. КРЭТ завершил установку еще одного комплекса нового поколения – «Рычаг-АВМ». Расскажите, в чем его принципиальная новизна и отличие от «Рычага-АВ», более старой модели, которая пользуется успехом. Минобороны, по крайней мере, его очень уважает.

- И не только Минобороны РФ.

- То есть все это идет на экспорт?

- Не все это идет, но то, что разрешено на экспорт – «Рычаг-АВ». Есть паспорт экспортного облика, экспортный вариант этого изделия и его мы предлагаем.

- Экспортный вариант хуже, чем у нас?

- Нельзя сказать, что хуже, чем у нас, это просто средства, которые приспособлены для работы за рубежами нашей страны.

- А куда продаем?

- Это некая военная тайна (смеется). Это самый современный радиоволновой комплекс специализированной системы РЭБ, который в отличие от СУ-34 самолета, прикрывает не сам вертолет, а области пространства и целые территории. На расстояния до тысячи квадратных километров.

- То есть СУ-34, это мобильная версия, а «Рычаг-АВМ»?

- Это вертолетный комплекс, который тоже мобильный. То есть вертолет становится в какую-то определенную зону и на расстоянии несколько сотен километров от его работы, он готов вести разведку и блокировать работу любых систем, будь то какие-то корабельные системы.

- Суть такая же, как когда мы говорим про СУ-34?

- Суть такая же, но возможности значительно шире. Это специализированный вертолет радиоэлектронной борьбы, который работает с любыми типами сигналов, с любыми объектами и возможности у него значительно более высокие. Потому что более высокая дополнительная энергетика стоит на этом вертолете, значительно более серьезная антенная система, более высокие мощности и более серьезная вычислительная система. Если там мы пользуемся вычислительными системами самолета, специализированного, то здесь мы ставим специальные суперкомпьютеры, которые управляют именно в интересах радиоэлектронной борьбы, прикрытия огромных территорий на данном направлении.

- КРЭТ вложил немалые средства в исследования, которые направлены на импортозамещение, если мы говорим о «Рычаге-АВМ», насколько это импортонезависимая разработка?

- Отсечка произошла года два назад, мы понимаем, что КРЭТ попал одним из первых под санкции.

- А на Украину вы сильно были завязаны?

- Да, по целому ряду продукции, но мы поняли, что это для нас тупиковый путь развития примерно 2-3 года назад. И программу импортозамещения в этом году мы окончательно закроем, а основную массу вещей по импортозамещению мы закончили в прошлом году. Был выполнен целый ряд целевых программ, и мы всю продукцию разместили на своих предприятиях, включая разработку новых КД, причем это не обычная продукция, это продукция со значительно более высокими качественными показателями.

- А «Рычаг-АВМ», он на 100% импортонезависим, или нет?

- На сегодняшний день у мировой экономики нет возможности полностью быть независимой, даже самые крупные мировые концерны , будь то аэирбас, боинг и т д, нортон груман, они в любом случае, все у себя не разрабатывают, потому что нет в этом большого смысла,

- Но когда мы говорим об оборонке, тот же Иран, он стремится к 100%?

- Могу сказать одно, проблем с импортозамещением для «Рычага-АВМ» вообще не существует.

 Беседовали Софья Черепанова и Аббас Джума.

Текст: Анна Рафаелян