- Виктор Николаевич, хотелось бы продолжить волнующую в последнее время тему, но тему, о которой почему-то мало информации – это возможное вступление Черногории в НАТО. Хотелось бы обсудить военные аспекты. Как это событие, если до него дело все же дойдет, может сказаться на конфигурации в балканском регионе и шире – в Европе. И кстати, что там будут размещать натовцы? Авиабазы, что-то морское или комплексы ПРО, тогда против кого? Ваш прогноз?

Там в принципе никто ничего размещать не будет.

Скругляют территорию и окучивают окончательно Сербию?

Это одна из причин, для чего нужна Черногория - лишить Сербию выхода в Адриатическое море или в Средиземное море, изолировать Сербию и принудить ее вступить тоже в НАТО в перспективе – это одна сторона вопроса. Другая сторона – за Балканами существует России. И когда НАТО подбирает под себя страны Балкан, это желание не пустить туда Россию. Изолировать их от России, потому что если Черногория будет в НАТО, то России это очень сильно не понравится не только России как государству, это не понравится российским гражданам. Но не потому что они патриоты, это само собой разумеется, этот вопрос мы не будем подвергать сомнению, но и потому что вступление в НАТО потребует шенгена. Черногория введет шенген. А шенген это такая процедура, когда надо пальчики сдавать, надо стоять в очередях, для того чтобы его получить, заплатить 35 евро на сегодняшний день, завтра это может быть дороже. В переводе на рубли еще дороже будет. И люди потеряют интерес отдыха в Черногории, а там ежегодно отдыхают около 2 миллионов человек. Мой опыт говорит, что там на каждом шагу русские. Там никаких других языков я не слышал, потому что черногорцы тоже говорят только по-русски. Может, между собой они говорят на родном сербском языке, но с нами говорят только по-русски.

То есть они прекрасно знают русский язык?

Там почти все говорят на русском. Я вам больше скажу, что даже в Чехии, когда ты приходишь в ресторан или магазин и начинаешь говорить по-русски, с тобой мгновенно начинают говорить по-русски. Европа сейчас очень любит русских, потому что у них есть деньги. Так вот я думаю, что черногорцы, как народ, не хотят вступать в НАТО, потому что для них уменьшения русских туристов – большая беда.

И далеко не факт, что их заместят какие-то условные немцы.

Никакие немцы туда не поедут. Немцы поедут в Турцию, Египет, Грецию, не интересна для немцев Черногория, которая совсем рядом.

То есть ПРО там точно не будет?

-  Надо понимать главное в НАТО – в НАТО нет своих баз. НАТО как организация баз не имеет. НАТО не имеет своей армии, своего флота. НАТО имеет отдельные государства, которые вносят вклад в НАТО своим воинскими частями, своими кораблями, своими самолетами для проведения той или иной операции. То есть если НАТО замышляет какую-то операцию, условно говоря, «бомбим Ливию», значит, штаб НАТО нарезает задачи тем или иным государствам, тем или иным эскадрилям НАТО и те это делают. У НАТО есть руководящие структуры, а все сотальное им выделяют отдельные государства. В НАТО есть такая политика как «умная оборона», я это называю. То есть какое-то государство представляет танковые части, кто-то представляет мотострелковые, кто-то авиацию, кто-то занимается тылом, кто-то медицинским обслуживаем, кто-то ремонтом и так далее. То есть каждое государство выделяет те или иные вооружения, которые будут взаимодействовать с натовскими структурами.

 Получается, что Черногория вообще малоинтересна. Как мы обсудили ранее, там только несколько тысяч солдат.

- Там 2,5 тысячи солдат. Даже в Албании 3,5 тысячи солдат! Так что Черногория никак НАТО усилить не может. Вы знаете, что сейчас черногорские военнослужащие участвуют в миротворческих операциях. Есть миротворческие операции по разведению сторон, принуждению к миру, поддержание мира. А есть миротворческие операции по наблюдению за соблюдением каких-то мероприятий, поэтому черногорские миротворцы находятся в Косово, человек, 12. Человека 2-3 находятся в Ливане. Больше нигде они не присутствуют как миротворцы, это не серьезные подразделения. Некоторые люди смеются, что в Черногории нет танков, у Черногрии нет подводных кораблей. Пару катеров у них есть, их можно увидеть в Котовском заливе. Были когда-то 2 подводные лодки. Что делают сегодня эти подводные лодки, я не знаю. Есть легки самолеты типа спортивных, штук 12 таких самолетов есть. Поэтому для НАТО как боевая единица Черногория ничего не представляет. Как говорит генсек НАТО Столпенберг, идеальный кандидат для вступления в НАТО.

В чем же его идеальность заключается?

- Потому что нет никаких пограничных конфликтов.

А с Сербией нет никакого конфликта?

- Нет. Никаких враждебных действий между Сербией и Черногорией не существует и по идее не будет. Между Албанией и Черногорией тоже нет. Между Хорватией и Черногорией тоже нет. Хорватия и Албания члены НАТО, поэтому НАТО не допустит таких конфликтов между своим членами, если Черногория вступит в НАТО. Я еще раз повторюсь, что для НАТО Черногория это попытка окружить Сербию со всех сторон и не пустить туда Россию.

Мы уже выяснили, что системы ПРО в Черногории уже не будет, но раз уж мы заговорили о противоракетной обороне, во вторник Владимир Путин на совещании вооруженных сил заявил, что Россия будет работать и над ударными системами, которые будут преодолевать любые системы противоракетной обороны. Что имел в виду президент?

- Во-первых, у нас уже есть такие системы, которые достаточно легко преодолеют любые системы противоракетной обороны.

То есть это не «калибры», а достаточно более дальнобойное?

 - «Калибры» само собой, они тоже готовы преодолеть, это крылатая ракета дальнего принципа действия, но у нас есть и оперативно-тактический комплекс «Искандер-М» и «Искандер-К». Искандер может и крылатую ракету иметь и баллистическую. Но баллистическая ракета искандера, это ракета, которая летает на траекторию по баллистической кривой, потом резко падает условно говоря вниз и уже идет к цели как крылатая ракета, огибая рельеф местности.

Как достичь полет по такой низкой траектории без крыльев?

- Это искусство. Там есть рули, которые это делают без всяких крыльев. Такие маленькие рули, небольшие сопла на ракете, которые руководят ей. Потом она на сверхзвуковой скорости поражает цель. Это один вариант. Потом не надо забывать, что все наши стратегические ракетные комплексы, начиная от «Тополь-М», «Ярс», «Ярс-М», который теперь называют «Рубеж». И даже старые ракеты, такие как «Воевода», которых на Западе называют «Сатана», которые у нас называются «Сотка», они все готовы преодолевать системы противоракетной обороны. Современные ракеты, твердотопливные, имеют такой же эффект, как и «Искандер-М». То есть они тоже на определенном участке траектории проваливаются вниз и летят в цель, огибая тоже рельеф местности и поражая своими головными частями необходимую цель.

Беседовали Сергей Ильин и Софья Черепанова.

Текст: Анна Рафаелян