Всего состоится три с половиной тысячи избирательных кампаний, в рамках которых будут «разыграны» более девяносто тысяч мандатов, изберут двадцать одного губернатора. Партии пока еще только проводят пресс-конференции и выдвигают списки кандидатов, но уже сейчас понятно, что борьба предстоит нешуточная.

 

Самых честных правил

 

С 2012 года для выдвижения в губернаторы необходимы подписи муниципальных депутатов. «Муниципальный фильтр», перекладина, которую предстоит взять «бегунам», изначально пришелся по душе далеко не всем, но кому-то и приглянулся – велик соблазн изнурительные конкурентные выборы превратить в контролируемый и предсказуемый процесс. Скажем, в Калининградской области, как отмечают политологи, этот вопрос на данный момент более чем актуален, поскольку у местного губернатора Николая Цуканова, прозванного в СМИ «дважды отставленным», складывается на редкость непростая ситуация. Меткое прозвище возникло после ряда анекдотичных событий - впервые указ об уходе калининградского губернатора в отставку и назначении его исполняющим обязанности появился на сайте Кремля в ночь на 10 июня, однако на следующий день информация была удалена под предлогом «технической ошибки». Спустя семнадцать дней история повторилась, на сей раз «безошибочно». Аналитики также припоминают, как президент Владимир Путин на июньской встрече с Николаем Цукановым прямо указал, что в регионе «проблем очень много и очень много нерешенных», и все эти явные и косвенные детали недвусмысленно, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что нынешнему губернатору не следует слишком крепко держаться за свое место.

5 кандидатов в губернаторы Калининградской области уже собрали необходимые для регистрации 68 заверенных подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований. В их числе: Николай Цуканов (ЕР), Игорь Ревин (КПРФ), Александр Старовойтов (ЛДПР), Павел Федоров (СР) и Владимир Вуколов («Российская партия пенсионеров за справедливость»). Следует отметить, что думские партии прошли фильтр, не имея своих муниципальных депутатов в достаточном количестве (ЕР, разумеется, не в счет), а вот остальным кандидатам (Михаил Трушко («Правое дело»), Сергей Журавский (партия «Родина) и Александр Иванов («Российский общенародный союз») еще только предстоит преодолеть порог – что и станет главной интригой на политической арене региона в ближайшее время. И Цуканову есть, чего опасаться, - Сергей Журавский в свое время возглавлял калининградское землячество, а в начале 2000-х работал с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который в ту пору представлял интересы Кремля на переговорах с Евросоюзом по поводу упрощения визового режима для калининградцев. По слухам, Журавский участвует в нынешней гонке с полного одобрения Рогозина, однако слухи слухами, но и без того из всех кандидатов в губернаторы, выдвинутых «Родиной» в разных регионах в этом году, Журавский по праву может считаться самым опытным управленцем, уже работавшим в руководстве областной администрации.

 

Капля, которая точит камень

 

Впрочем, проблема эта далеко не частная и не ограничивается Калининградской областью. По всем регионам прослеживается определенный принцип оттока и рассеивания электората, главным образом, оппозиционного, но и конкурентам вставить палки в колеса мало кто гнушается.  Традиционный метод – партии-спойлеры – к примеру, в 2013 году партия «За Справедливость!» серьезно урезала электорат справедливоросов, КПРФ противостоят КПСС и «Коммунисты России», «Гражданской платформе» – «Гражданская позиция».

Помимо злоупотребления «муниципальным фильтром», когда на муниципальных депутатов оказывается прямое воздействие, текущие региональные выборы уже успели отметиться рядом неприглядных «мелочей».

В частности, в СМИ просочилась информация о том, что в Смоленской области существует «разнарядка» – кому и сколько подписей обеспечить, неугодные люди снимаются с должностей, а на других оказывается давление. В Ставропольском крае, к примеру, партия «Родина» столкнулась со следующей странностью – звонящий человек представляется начальником отдела по взаимодействию с политическими партиями и требует предоставить информацию о количестве выдвинутых кандидатов и их персональные данные, т.к. аппарат правительства края собирает статистику. Нужно ли говорить, что предоставлять личные данные выдвинутых кандидатов в данном случае никто не обязан. Да и зачем они могли бы понадобиться, кроме как для оказания все того же политического давления? А в Чувашии «родинский» кандидат, Алексей Рылеев, столкнулся не только с анонимными листовками против его выдвижения, но и с рядом крайне негативных заказных публикаций в СМИ.

Учитывая, что грядущие выборы эксперты называют «шлифовкой механизмов демократии», подобные свидетельства не делают чести участникам предвыборной гонки.

   Ника Бажанова