Рустам Сергеевич, сегодня мы много, и заслуженно много, говорим об искусственном интеллекте. Это сфера, которой занимается, в том числе, и Ваш департамент. Скажите, пожалуйста, каковы ключевые факторы развития искусственного интеллекта?

На мой взгляд, следует выделить три основных фактора развития искусственного интеллекта. Первый – развитие самих технологий ИИ. Сейчас крайне важно, чтобы они были наши, доверенные, и мы в полной мере обладали тем стеком, который обеспечивает функционирование важных информационных систем, построенных с применением технологий искусственного интеллекта. Второй фактор — это, конечно, кадры. Необходимы как исследователи с глубоким пониманием трендов развития технологии ИИ, владеющие математическим аппаратом, передовыми средами разработки, так и специалисты, которые работают в смежных направлениях – сельское хозяйство, здравоохранение, транспорт. Здесь тоже требуются люди, умеющие внедрять технологии ИИ, ставить задачи, которые необходимо будет решить с помощью этих технологий. Третий фактор, это доступ к данным. Как мы знаем, технологии ИИ связаны с обучением, и здесь необходимо сформировать специальный набор обучающих выборок для того, чтобы алгоритмы работали корректно и показывали ту производительность, которая ожидается. Я бы еще отметил популяризацию этих технологий, как четвертый фактор.

- Искусственный интеллект, как и все высокотехнологические разработки – вещь затратная. Как он осуществляется по Федеральной программе по развитию искусственного интеллекта до 2024 года?

Мы поддерживаем исследования и разработки, нацеленные на достаточно длинные и глубокие исследовательские программы. Они реализуются уже сейчас и призваны создать заделы на технологии ИИ, которые будут применяться в будущем. Сфера ИИ весьма динамичная, выход на готовую продукцию и готовые решения будет очень быстрым. Повторюсь, что мы должны являться владельцами технологий и уметь их модифицировать, они должны быть доверенными — это чрезвычайно важно. Мы помогаем малым компаниям стартануть со своей продукцией, потому что в искусственном интеллекте достаточно много делает небольшой бизнес. Те решения, которые разрабатываются в сегменте малого и среднего бизнеса, достаточно успешны и в России, и на мировой арене. Мы считаем крайне важным поддержать эти стартапы, чтобы они могли выйти на рынок и успешно предлагать решения заказчикам.

- Все молодые люди стремятся овладеть профессией в области IT. Вроде бы их достаточно. Но вот специалистов в области искусственного интеллекта на самом деле не так уж и много. Как проходит подготовка кадров здесь?

От специалиста по разработке ИИ требуется глубокое знание математики, матстатистики, умение работать с обучающими выборками и еще целый набор навыков, который специфичен именно для этого типа технологий. Здесь мы идем по двум траекториям. Одна включает дополнительное профессиональное образование, которое уже в этом году смогут получить более двух тысяч человек. Мы сейчас запускаем отбор слушателей на соответствующие программы на профобучение совместно с Университетом 2035, чтобы дать рынку дополнительные квалифицированные кадры. Вторая траектория, более длинная, которую мы ведем совместно с Минобразования и науки, это массовый запуск в вузах бакалаврских и магистерских программ. Для этого осуществляется переподготовка профессорско-преподавательского состава. Первый выпуск магистрантов мы ожидаем в 2024 году, а до этого времени будем интенсивно вкладываться в допобразование, чтобы не допустить пробелов в федеральном проекте.

- Искусственный интеллект – технология новая. А значит, наверняка требуется регулирование в этой области. Как оно происходит?

Не все системы с ИИ требуют какого-то специального регулирования, которое необходимо только разработать. Например, голосовые помощники и ряд рекомендательных систем. В промышленности, на транспорте есть системы, которые связаны с предиктивной аналитикой работы машиномеханизмов, им достаточно обучающих выборок и демонстрации экономической эффективности их внедрения. Но этот нюанс не относится к регуляторике. Однако для того, чтобы эти системы внедрялись более интенсивно в широкий оборот, это и беспилотный транспорт, и медицинские рекомендательные системы, требуется специальное регулирование, а Министерство экономического развития такой механизм имеет, это экспериментальный и правовой режимы, которые действуют для беспилотного транспорта. Также еще ряд решений планируется в направлениях, перспективных для внедрения ИИ. Это комплексное регулирование, которое позволяет попробовать в работе такие сложные технические объекты, как беспилотный автомобиль, чтобы постепенно и комфортно внедрить их в нашу повседневную жизнь.  

- Каким образом Министерство экономики и ваш департамент, в частности, осуществляют поддержку разработок и внедрения искусственного интеллекта?

В первую очередь, мы опираемся на всем известный и привычный механизм грантового финансирования через Фонд содействия инновациям. Это наш старейший институт развития, действующий с 1994 года, хорошо известный в регионах. Каждый предприниматель из любой точки страны может подать заявку и получить различное грантовое финансирование. Мы при этом постарались обеспечить поддержку проектов на всех этапах. От самых ранних стадий до тех проектов, которые уже выходят на внедрение с заказчиком. Здесь мы также предусматриваем специализированный инструмент и скоро откроем конкурс для стимулирования внедрения. Это особенно актуально сейчас, когда происходит некоторый спад интереса крупных или просто заказчиков к внедрению новых систем. Они опасаются технологических рисков, а мы, в свою очередь, стимулируем с помощью грантового финансирования внедрение новинок и, тем самым, несколько перекрываем риски потенциальных покупателей. Помимо этого, у нас действует фонд Сколково, здесь тоже поддерживаются проекты с использованием ИИ. Это, конечно, не институт развития, ориентированный только на эту тематику, но, тем не менее, тот налоговый режим, который предоставляется, безусловно, может быть востребован компаниями, работающими в сфере искусственного интеллекта, тем более что значительная часть нагрузки это фонд оплаты труда.

Беседовал Олег Павлов