За последнее время Европа оказалась под шквальным ударом террористов. В одной Германии в течение недели произошло четыре серьёзных инцидента, унесших человеческие жизни, не говоря о нападении в церкви и убийства священника во Франции.

Евгений Кудряц

Евгений Кудряц - журналист, живет в Германии, печатается в русскоязычных СМИ ФРГ. Обозреватель международного телеканала ITON TV (Израиль). Лауреат множества литературных премий, конкурсов и фестивалей. Ведет собственный интернет-проект.

Многие эксперты отмечают, что в здесь речь идёт об «одиночках», которые не являются членами террористических организациях, в частности, запрещённого в РФ ИГИЛ, хотя он каждый раз берёт на себя ответственность, независимо от своей причастности к тому или иному преступлению.

 

Хроника необъявленной войны

 

18 июля около 21.00 молодой мужчина напал с ножом и топором на пассажиров регионального поезда на перегоне между Оксенфуртом и станцией Вюрцбург-Хайдингсфельд. Погибших нет, но три человека получили тяжёлые ранения и находятся в критическом состоянии, а один человек легко ранен. Всего, по данным полиции, пострадали пять человек. Ещё 14 пассажиров не пострадали, но испытали сильный шок. Нападавший – 17-летний беженец из Афганистана, приехавший в ФРГ без сопровождения взрослых. В последнее время он жил в патронатной семье в Оксенфурте, а до этого – в общежитии для беженцев.

22 июля 2016 года 18-летний гражданин Германии и Ирана открыл стрельбу в торговом центре Мюнхена, после чего застрелился сам. В результате погибли девять человек. Наиболее вероятной версией мотива стрелка-одиночки называют его реакцию на травлю со стороны сверстников и тяжёлые психические проблемы.

Преступник был под наблюдением врача и в прошлом году два месяца находился на лечении. После обыска в квартире Давида Али С. было установлено, что он долгое время интересовался случаями, когда преступник-одиночка отрывал стрельбу, и год готовился к преступлению. К сожалению, полиция оказалась не на высоте и выглядела не лучшим образом. В первое время поступала противоречивая информация, которая породила массу слухов, что создало в городе панику. В полиции было зафиксировано большое количество звонков, где сообщалось о стрельбе в разных районах Мюнхена, но не один из фактов так и не подтвердился. Есть вопросы и к видеозаписи возле закусочной „McDonalds“: она начинается ещё до того(!), как стрелок начал стрелять. Это свидетельствует о том, что оператор заранее знал о готовящейся атаке.

24 июля 2016 года в закусочной Ройтлингена 21-летний сирийский беженец напал с мачете на свою 45-летнюю беременную коллегу-польку, с которой также состоял в отношениях, и убил её. Ещё два человека получили ранения. Арестованный через несколько минут полицией сириец явно имеет психические проблемы. Нет оснований считать это нападение терактом, скорее всего, произошла бытовая ссора.

Вечером того же дня в баварском городе Ансбах произошёл взрыв: 27-летний сириец подорвал себя на одной из улиц в центре города, где проходил музыкальный фестиваль „Ansbach Open“. 15 человек получили ранения, сам преступник погиб. В одном из видео, распространенном через Интернет, он называет себя членом запрещённой в России группировки «ИГИЛ» и говорит о планируемом им теракте.

Преступник, находившийся в Германии два года, проходил лечение в связи с двумя попытками суицида. Его прошение о предоставлении политического убежища в ФРГ было отклонено, сирийцу была предоставлена отсрочка депортации в Болгарию.

 

Пора делать выводы

 

После серии терактов и нападений, устроенных мигрантами, власти Баварии намерены улучшить оснащение полиции. Баварские полицейские будут оснащены электрошокерами, современными видами оружия, а также бронежилетами и шлемами, способными защитить от пуль, выпущенных из автомата Калашникова. Нелегальных мигрантов, пытающихся без документов проникнуть на территорию ФРГ, предлагается задерживать на границе до установления личности.

Федеральная земля Саксония-Анхальт предложила открыть на своей территории полигон для совместных антитеррористических учений полиции и бундесвера. Учебный центр на пустоши Колбиц-Лецлинг обеспечит хорошую инфраструктуру, заявил земельный министр внутренних дел Хольгер Шталькнехт (Holger Stahlknecht).

Заместитель председателя Союза военнослужащих бундесвера Андреас Штайнметц (Andreas Steinmetz) в интервью газете «Neue Osnabrücker Zeitung“ заявил, что, по мнению его организации, привлечение солдат для операций на территории Германии возможно лишь в исключительных случаях. "Мы выступаем за разделение внешней и внутренней безопасности, как это предписано Конституцией", - подчеркнул он.

Железнодорожный концерн Deutsche Bahn намерен усилить меры безопасности на вокзалах и в поездах. Глава концерна Рюдигер Грубе (Rüdiger Grube) сообщил, что в ближайшие годы служба безопасности DB дополнительно наймет несколько сот сотрудников, будет также усилено видеонаблюдение. В настоящее время безопасность на вокзалах в ФРГ обеспечивают 5000 служащих Федеральной полиции и 3700 сотрудников службы безопасности DB.

Тем временем трактирщики на пивном фестивале Октоберфест в Мюнхене приветствовали предложение о запрете на пронос рюкзаков на территорию гуляний. "На Октоберфесте нужны голод, жажда и хорошее настроение, но отнюдь не рюкзаки. Безопасность имеет абсолютный приоритет", - сказал представитель трактирщиков Тони Ройдерер (Toni Roiderer).

 

Интрига сохраняется

 

В следующем году в ФРГ пройдут выборы в бундестаг. Вопрос о том, будет ли Меркель снова баллотироваться на пост канцлера, пока остаётся открытым. Это решение в большей степени зависит от того, как будут развиваться события в контексте урегулирования миграционного кризиса и целого комплекса тем, связанных с беженцами. Крупный теракт, подобный тому, что произошел в Париже или Брюсселе, может лишить Меркель возможности вновь занять пост главы федерального правительства. Сама Меркель сейчас находится в отпуске в Уккермарке – месте, где прошло её детство. Конечно, она даже во время отпуска все равно остается канцлером. Полностью отключиться от возложенных на нее задач на самом деле невозможно. Ведь помимо волны насилия в Германии есть еще и последствия путча в Турции, которые ставят под сомнение сделку ЕС с Эрдоганом по беженцам, заключённую с таким трудом.