7-8 ноября в Санкт-Петербурге прошёл крупный баркемп «Национальная технологическая революция 20.35». Баркемпами называются сети открытых для всех желающих конференций, которые организуются самими участниками. На питерское мероприятие съехались губернаторы наиболее продвинутых регионов (таких как Московская, Ульяновская и Новгородская области, Пермский край), руководители основных институтов развития, региональных технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.
 
Ильдар Шайхутдинов

Ильдар Шайхутдинов

член генерального совета «Деловой России», генеральный директор Института финансового развития бизнеса. 

Программа баркемпа была плотной, говорили о стратегии развития страны до 2035 года. Порой участники стояли перед непростым выбором, на какой разговор о будущем пойти: параллельно шло множество секций, и все они — интересные и злободневные. 
АСИ предложило мне прочесть лекцию «Капитализация интеллектуальной собственности и коммерциализация научных исследований и разработок Университета НТИ “20.35”». В рамках баркемпа это было единственное мероприятие по теме интеллектуальной собственности. Аудиториия разделилась пополам, половина — представители ведущих технологических вузов, вторая — собственники бизнесов. Большое количество участников семинара и качество их вопросов ко мне показали: тема актуальна для многих.
 
Последние исследования Института финансового развития бизнеса и мои многочисленные встречи с проректорами университетов (в частности, во время моего обучения в Школе ректоров в Сколково в этом году) свидетельствуют о том, что в российских вузах в лучшем случае существуют отдельные элементы систем управления интеллектуальной собственностью (ИС). Вузы практикуют лишь некоторые не вполне понятные и не очень эффективные процедуры обращения с нею. Практически ни в одном отечественном университете работа с ИС не поставлена таким образом, чтобы правообладатель был защищён от её хищения.
 
В своём выступлении на баркемпе я привёл несколько реальных кейсов, иллюстрирующих серьёзность ситуации. Вот один из них.
 
Сотрудник одного известного университета на деньги, выделенные государством вузу на НИОКР, реализовывал проект по разработке уникальной технологии резки сапфирового стекла. Сегодня ею пользуются компании Apple и Samsung при производстве смартфонов. Университет, не имея эффективной системы управления ИС, пропустил все законные сроки по оформлению прав на ноу-хау, чем и воспользовался сотрудник университета, зарегистрировав все патенты на себя. В итоге учёный стал единственным держателем патентов на эту технологию и теперь получает роялти от мировых корпораций. Институту, на чьи средства была разработана технология, остаётся только судиться. Чем закончится дело, неизвестно. 
 
Другой пример. На сайте одного из самых инновационных отечественных университетов говорится, что учебное заведение владеет 300 патентами. Я выяснил, сколько из них стоЯт на балансе вуза. Ответ: нисколько. Это действительно ценные патенты, но они почти ничего не стОят. Отсюда вывод: университет формально «штампует» патенты, которые не имеют никакой ценности. У Минобрнауки должен появится закономерный вопрос о качестве результатов исследований и разработок этого университета.
 
При правильном подходе ИС может стать хорошим мерилом результативности научной и коммерческой работы вуза. Если же университет владет действительно ценной ИС, тогда мне непонятно, почему она стоит по 3 тыс. руб., ведь при желании их легко и дёшево можно у вуза «увести», и уже есть подобные примеры.
 
Сегодня очень много говорится о коммерциализации научных разработок, об инновационных подходах к построению университета, но всё это – пустые слова до тех пор, пока университеты не поймут, что начинать надо именно с построения системы управления ИС. 
 
Прежде всего необходимо выстроить такую систему документально, юридически. Затем – оформить научные разработки в качестве нематериальных активов. Только потом можно упаковывать свои открытия и изобретения для дальнейшей коммерциализации и предлагать соответствующие продукты бизнесу и другим инновационным структурам.
 
Тема нашла живой отклик у участников баркемпа. Многие признались, что не подозревали о такой уязвимости ИС своих вузов и компаний. Хочется надеяться, что они успеют защитить и капитализировать плоды своей интеллектуальной деятельности до того, как ими завладеют более расторопные конкуренты.
 
Ильдар Шайхутдинов