Край снега, льда и золота

 

Чукотский автономный округ, расположен на крайнем северо-востоке России, занимает Чукотский полуостров и прилегающую часть материка Евразия; омывается Восточно-Сибирским, Чукотским и Беринговым морями, включает острова Врангеля, Ратманова и другие.

Первые люди - охотники на мамонтов и бизонов - пришли на Чукотку 25 тысяч лет назад из более южных областей Центральной и Восточной Азии. В 1644 году казак Михайло Стадухин вышел на Колыму и основал здесь Нижнеколымское зимовье. В 1648 г. якутский казак Семен Дежнев и приказчик московского купца холмогорец Федот Попов дошли морем до Онадырь реки, где в верховьях основали зимовье, впоследствии ставшего в 1652 году Анадырским острогом. Cо второй половины XVIII в. начинается экономическое освоение Чукотки. В 1778 г. заключается официальный мирный договор с чукчами, а уже первая ярмарка проводится в 1788 г на реке Большой Анюй, близ устья его притока - реки Ангарка.

Советская власть установилась на Чукотке только после окончания гражданской войны в 1923 в Уэлене, когда был организован Чукотский районный совет. В годы второй мировой войны Чукотка превратилась в основного поставщика олова. Разведаны промышленные запасы золота и других металлов, эксплуатируются угольные месторождения.

В 1953 году образуется Магаданская область, в которую входит Чукотский национальный округ. Дальстрой переходит из подчинения МВД в Министерство цветной металлургии. В 1958 г. добыто первое промышленное золото на Чукотке. Основная часть приисков, ГОК-ов, поселков, промышленных предприятий, электростанций, ЛЭП, дорог и т.д. создана на Чукотке в 60-х годах. Эти же годы оказались периодом максимального производства оленины, рыбы, пушнины. Билибинская АЭС, Чаунская ТЭЦ и Эквекинотская ГРЭС превратили Чукотку в избыточный по электроэнергии регион.

 

Двери Арктики

 

Сегодня Чукотка занимает одно из ключевых мест в сфере освоения Арктики - в Чукотском автономном округе для захода иностранных судов распоряжением правительства РФ открыты пять морских портов: Анадырь, Беринговский, Провидения, Певек и Эгвекинот. Все они входят в важнейшую транспортную магистраль - Северный морской путь.

Тем не менее, как отметил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе совместного заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Существующая система пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в Арктической зоне РФ, является барьером на пути движения грузопотоков, тормозящим работу участников внешнеэкономической деятельности. По словам

До 2018 года в арктическом регионе будет обустроено девять аэродромов. В настоящее время Спецстрой в Арктике работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.

вице-премьера, из пяти открытых для захода иностранных судов морских портов Чукотского автономного округа удовлетворительно функционирует только Эгвекинот.

Вице-премьер попросил проанализировать существующую систему пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, и дать предложения по ее совершенствованию, а также по оптимизации системы государственного контроля в них.

Арктическая зона России в целом представляет собой колоссальный сырьевой резерв страны и относится к числу немногих регионов мира, где имеются практически нетронутые запасы углеводородного и минерального сырья. На относительно небольших территориях здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Как в свое время подчеркнул депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев, тема освоения Арктики становится «национальной идеей» России – причем в особо крупных размерах.

 

Укрепление рубежей

 

В настоящее время Россия укрепляет в Арктике военные позиции. Военный городок «Полярная звезда» на острове был введен в эксплуатацию в октябре прошлого года, а уже в ноябре на мысе появился второй такой блок.

До 2018 года в арктическом регионе будет обустроено девять аэродромов. В настоящее время Спецстрой в Арктике работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов. До конца 2015 года на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России.

Партия «Родина», лидером которой и выступает Алексей Журавлев, выступает с идеей создания госкорпорации «Арктика». На сегодняшний момент системного документа, формирующего политику России в Арктике в масштабе, отвечающего интересам народов России в целом, попросту нет.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», претендующее на роль такого документа, на практике является лишь декларацией  «за светлое будущее, против темного прошлого», считает Алексей Журавлев.

Создание же госкорпорации может стать началом реализации комплексной программы развития северных регионов, подчеркнул политик.

 Ника Бажанова

Нравится