Судно будет передано ВМФ в 2017 году. Ранее планировалось, что будет построена серия подобных ледоколов, но на данный момент соответствующие контракты не были заключены.

Надо сказать, что дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" является уникальным судном. Закладка ледокола с автономностью плавания в два месяца проекта 21180 состоялась в Санкт-Петербурге 23 апреля 2015 года.

По данным СМИ, "Илью Муромца" строили на том же стапеле, где некогда создавали легендарный атомный ледокол "Ленин". Глава предприятия "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков во время церемонии с уверенностью сообщил, что осенью текущего года на заводе будут заложены новые арктические корабли. По словам Бузакова, в этот день на воду был спущен ледокол-снабженец с большими возможностями, передает "Газета.Ru".

 

Прорыв в кораблестроении

 

Закладка ледокола с автономностью плавания в два месяца проекта 21180 состоялась в Санкт-Петербурге 23 апреля 2015 года.

Бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков отмечал, что "строительство такого ледокола является своего рода прорывом в сфере военного кораблестроения". По его словам, при строительстве корабля выполняются все требования ВМФ. Новейший ледокол способен эффективно выполнять задачи в арктических регионах со сложнейшей ледовой обстановкой. По словам специалистов, "Илья Муромец" способен преодолевать ледяной панцирь, который имеет толщину в 1 метр. При этом, дальность плавания судна значительно больше чем дальность Северного морского пути (Севморпуть), составляющая от Карских ворот до залива Провидения составляет около 5,6 тысячи километров.

Известно, что во время проектирования ледокола проекта 21180 в первую очередь учитывались технологии на перспективу: мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый, электрический, принцип движения, многофункциональность. По словам Чиркова, ВМФ получит ледокол, который будет "эффективно обеспечивать действия корабельных группировок кораблей ВМФ в арктической зоне". С этим связана основная задача новейшего судна - обеспечение деятельности арктической группировки ВМФ России.

 

Технические особенности "богатыря"

 

ВМФ получит ледокол, который будет эффективно обеспечивать действия корабельных группировок кораблей ВМФ в арктической зоне.

Стоит отметить и технические характеристики нового военного ледокола. Экипаж "Ильи Муромца" составляет 35 человек. Длина - более 80 м, ширина - 20 м, водоизмещение - 6 тысяч тонн. Он способен преодолевать толщину льда минимум в 80 см. Дальность плавания этого ледокола - около 12 тысяч миль. Скорость - до морских 15 узлов.

Одним из новых и уникальных принципов, которые применялись при строительстве военного ледокола, являются его механические винторулевые колонки мощностью в 3,5 МВт. Благодаря этому корабль может двигаться вперед, назад и в любую сторону, вращаясь вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Такая технология была впервые применена на российском судне.

Новый ледокол "Илья Муромец" оснащен краном и манипулятором для работы с грузами, имеет на борту вертолетную площадку для противолодочных Ка-27, а также имеет возможность размещения катера и специальных боновых заграждений для исполнения задач экологического характера в случае разлива нефти.

В гражданских целях "Илью Муромца" можно использовать для всевозможных северных экспедиций. Как отмечают эксперты, подобные судна пригодятся не только ВМФ, но и морской пограничной береговой охране и иных транспортных целей Федерального агентства морского и речного транспорта. По предварительным расчетам, стране потребуется около 20 таких ледоколов.

 

Закрепиться в Арктике

 

Подобные судна пригодятся не только ВМФ, но и морской пограничной береговой охране и иных транспортных целей Федерального агентства морского и речного транспорта.

В последнее время российские власти осознали важность укрепления присутствия военного контингента в Арктике. С этим связано желание России развивать важнейшую транспортную магистраль - Севморпуть. Арктический регион уже долгое время привлекает к себе внимание множества мировых держав, ведь там расположены крупнейшие нефтегазовые месторождения. Россия же претендует на расширение своей части арктического шельфа еще с 2001 года. Участок шельфа, на который положила глаз Россия, включает хребты Ломоносова и Менделеева. Российская сторона уже направила заявку на расширение в ООН и теперь ждет решения.

В случае поддержки российской заявки со стороны ООН РФ может расширить свою границу на расстояние в 350 миль и получить контроль над ресурсами. Это чрезвычайно необходимо в текущих условиях мировой экономики, когда цены на нефть достигли чуть ли не минимальной за последнее десятилетие планки. Низкая цена на нефть может привести к дефициту углеводородов и крайнему увеличению нефтяных котировок. Минприроды России оценивает ресурсы столь желаемого куска шельфа Арктики в районе 5 млрд тонн условного топлива.

Алексей Петров