В Кодексе прямо говорится, что "работник в рамках служебного поведения должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности медицинской организации, ее должностных лиц, органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, их должностных лиц". Этот пункт противоречит главному закону страны - Конституции РФ, поскольку она гарантирует свободу слова и право на митинги и демонстрации, а также на трудовые споры. Ведь как иначе зависимая от чиновников социальная группа может доказывать свою правоту.

 

Нет сообщений - нет проблемы

 

Росздравнадзор осенью выявил серьезные нарушения в деятельности министерства здравоохранения Забайкалья.

А ведь проблемы с выплатами заработной платы непосредственно влияет на качество работы не только врачей, но и любого профессионала. Однако забайкальский Минздрав посчитал иначе. Теперь врачи должны хранить гробовое молчание в любой ситуации, нельзя выступать в СМИ с критикой в адрес администрации больницы или органов власти по поводу решения, которое угрожает жизни и здоровью людей. Запрещается выражать свою позицию по поводу сокращения количества медицинских учреждений, что также может угрожать здоровью людей.

Интересный пункт документа содержит требования ко врачам быть честными, беспристрастными и справедливыми, не допуская "коррупционно опасного поведения". И тут же другой пункт запрещает им обсуждать с третьими лицами вопросы планирования и проведения государственных закупок, осуществляемых медицинской организацией, если это не входит в должностные обязанности работника. То есть буквально запрещается общаться даже с представителями правоохранительных органов, если вдруг начнется какое-либо расследование. Теперь за это могут уволить.

 

Обратили внимание

 

Врачам все же оставили пространство для маневра, разрешив оказывать содействие журналистам в получении достоверной информации в установленном порядке. Интересная ремарка - "в установленном порядке". Фактически документ запрещает критиковать Минздрав и руководителей медучреждений, но достоверную информацию журналистам предоставлять надо. Становится неясно, что в Минздраве считают достоверной информацией.

На сайте регионального Минздрава никаких пояснений в связи с Кодексом нет, однако следует напомнить, что несколько месяцев назад разразился громкий скандал по поводу огромных долгов в Забайкалье перед медиками. Врачи тогда пригрозили массовыми увольнениями из-за невыплат зарплат, а Минздрав нехотя решился сократить 6 человек своего аппарата, чтобы погасить перед врачами долги. Недовольства бюджетников Забайкалья тогда дошли до президента России, по этому поводу высказался пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Новый Кодекс был принят с 1 января 2016 года, но в Забайкалье действовал предыдущий документ, в котором не было ничего про запрет на критику чиновников. На сайте Минздрава также не говорится о том, почему возникла необходимость принимать новый Кодекс.

 

Нарушения и отсебятина

 

В федеральном Минздраве еще во время разработки нового забайкальского кодекса осенью 2015 года строго заявляли о недопустимости принятия нового документа с такими ограничениями. А в октябре уже после массовых волнений по поводу невыплаты зарплат Росздравнадзор выявил серьезные нарушения в деятельности министерства здравоохранения Забайкальского края. Нарушения касались сроков ожидания медицинской помощи, дефицита медицинских кадров, лекарственного обеспечения и длительного простоя медицинского оборудования.

Об антиконституционном характере нового Кодекса для медработников Забайкалья заявил и оргсекретарь межрегионального профсоюза работников здравоохранения Андрей Коновал. Профсоюзный лидер посчитал, что положения нового документа нужно оспаривать в судебном порядке, так что любой медработник может оспорить такую норму как нарушающую его конституционные права. По мнению Коновала, региональным властям следует заниматься проблемой с задержкой зарплат медработникам, а не подобными вещами.

Алексей Петров