Связано это с тем, что многие деятели искусств, а также учредители благотворительных фондов обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой существенно доработать законопроект, дабы разделить понятия "политическая деятельность" и "общественная деятельность".

 

Обращение благотворителей

 

Деятели искусства и благотворители попросили изменить проект закона так, чтобы иностранным агентом могла быть признана только та организация, которая действует в интересах и по поручению иностранного государства.

Деятели искусства и благотворители попросили изменить проект закона так, чтобы иностранным агентом могла быть признана только та организация, которая на самом деле действует в интересах и по поручению иностранного государства. Обращение было направлено президенту, а его текст доступен на сайте благотворительного фонда "Вера". Сейчас законопроект об НКО, разработанный Минюстом, но внесенный депутатами-единороссами, находится на рассмотрении парламента. Первое чтение он еще не прошел.

Подписи под обращением поставили учредители благотворительных фондов Чулпан Хаматова ("Подари жизнь"), Константин Хабенский (Фонд Константина Хабенского), Егор Бероев ("Я есть!"), Владимир Познер, Наталья Водянова ("Обнаженные сердца") и другие. В обращении к главе государства говорится, что предложенное законопроектом определение политической деятельности включает в себя любые виды общественной активности и все возможные формы общения с государством. Любое публичное обращение, с любыми предложениями или высказыванием мнения о государственной политике, делает каждую организацию "осуществляющей политическую деятельность".

Авторы также пояснили, что в новых поправках предлагается считать иностранным агентом любое НКО, которое получает хотя бы рубль финансирования от зарубежных источников. Главы фондов рассказали, что иностранным финансированием могут посчитать поступления от физических лиц и от российских компаний, а благотворители зачастую просто не имеют возможности проверить источник финансирования. В обращении указано, что фондам придется либо свернуть свое взаимодействие с государством, либо записаться в реестр иностранных агентов.

 

Надежда для незащищенных слоев

 

Письмо президенту - последняя надежда, что в законе все-таки четко разделят понятия "политическая деятельность" и "общественная деятельность".

Соучредитель фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматова в связи с инициативой Минюста о внесении поправок заявила: "Нам говорят, что мы "дуем на воду". Но куда бы мы ни писали, куда бы ни обращались, сколько бы не выступали в СМИ, ничего не меняется. Депутаты планируют рассматривать проект закона, в котором дано такое определение политической деятельности, по которому все фонды, кому бы они не помогали, будут признаны "иностранными агентами".

По словам Хаматовой, фонды - это сейчас единственная надежда для многих самых незащищенных слоев населения - детей, стариков и людей с ментальными нарушениями. "Если закон будет принят в таком виде, то на всей нашей работе можно будет поставить крест. Поэтому наше письмо президенту - это последняя надежда, что в законе все-таки четко разделят понятия "политическая деятельность" и "общественная деятельность" и учтут, что "иностранным агентом" может быть признана только та организация, которая действует в интересах и по поручению иностранного государства", - рассказала она.

 

Четкое определение

 

В последнее время в России активизировались иностранные агенты разведок стран Запада.

Необходимость определить понятие "политическая деятельность" возникла в связи с тем, что в последнее время в России активизировались иностранные агенты разведок стран Запада. Так посчитали российские власти. Президент Владимир Путин в связи с этим заявил, что разведки ряда стран наращивают работу на Россию. Зачастую орудием в руках иностранных разведок становились именно некоммерческие организации, которые получали финансирование из-за рубежа за свою политическую деятельность.

До недавнего времени они находились в одном ряду с общественными организациями. Однако президент рекомендовал законодателям "не рубить с плеча", заявляя, что понятие политической деятельности в законе не должно быть размыто, под него нельзя подгонять все, что не нравится властям. Минюст же предлагал определить три вида критерия для понятия "политическая деятельность" - это цели, сферы и формы работы некоммерческих организаций. Это предложение и было взято за основу.

 

Корректировка закона

 

С 2004 года правоохранительные органы Российской Федерации расследуются преступные схемы хищений из России огромных денежных средств.

С 2004 года правоохранительные органы Российской Федерации расследуются преступные схемы хищений из России огромных денежных средств. У истоков проверок НКО, которые до этого не проверялись десятки лет, стояла российская генпрокуратура. Некоторые организации получали финансирование из-за рубежа, работали в полном смысле как разведывательные, антироссийские структуры.

"Стоило нам недавно добиться запрета деятельности в России организаций, чьи "уши торчат" за каждой "цветной революцией" в мире, как тут же посыпались гневные комментарии высокопоставленных чиновников США. Я представляю, что там говорят "в кулуарах", - рассказывал генпрокурор Юрий Чайка.

Вопрос о корректировке закона правозащитники поднимали еще в 2012 году, когда был принят закон об иностранных агентах. Они настаивали на том, что из-за расплывчатой формулировки клеймо "агента" клеится чуть ли не на всех подряд. Минюст заносит организацию в реестр иностранных агентов, если она получает финансирование из-за рубежа и если ее деятельность признается ведомством политической в соответствии с законом.

Принятый в 2012 году закон обязывал НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа, принимать статус иностранных агентов с последующим занесением в специальный реестр. НКО-иностранные агенты обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусмотрен штраф.