Автор материала: Ирина Малахова, руководитель юридического департамента, заместитель генерального директора по правовым вопросам в "Европейской Юридической Службе".
"Согласно закону, в Белгородской области запрещается розничная продажа алкоголя в международный день защиты детей (1 июня), во Всероссийский день трезвости (11 сентября), в день знаний (1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на выходной, то в следующий за ним рабочий день)", - говорится в сообщении. Спиртное также нельзя будет продавать в дни проведения праздников "последнего звонка" и выпускных вечеров.
Решение Белгородской областной думы, связанное с принятием данного закона, является логичным продолжением общегосударственной политики по ужесточению регулированию рынка алкогольной и спиртосодержашей продукции, которая проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Подробные требования
Основным федеральным законодательным регулятором оборота алкоголя выступает Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Помимо установления общих требований к обороту алкоголя и к субъектам предпринимательской деятельности, в нем участвующих, данный закон в ст. 16 содержит подробные и достаточно специфические требования к розничному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции и его потреблению.
Отметим, что перечень данных требований существенно расширился и был конкретизирован с момента вступления в силу упомянутого закона в 1995 году. В первоначальной редакции не предусматривался, например, перечень общественных мест, где не допускается потребление алкоголя; запрета на распространение крепких алкогольных напитков индивидуальными предпринимателями; запрета на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции из нестационарных торговых объектов.
Покончить с торговлей в киосках
В течение двадцати лет с момента выступления в силу данного закона были введены соответствующие ограничения деятельности предпринимателей. Помимо них, был установлен общефедеральный запрет на продажу алкоголя в ночное время, сформулированы требования к помещениям, в которых возможно распространение алкогольной и спиртосодержащей продукции (в частности, такие помещения должны обладать общей квадратурой в размере не менее 50 кв. м по общему правилу и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях), что окончательно положило конец практике торговли алкоголем из палаток и киосков.
Кроме этого, федеральный законодатель предоставил достаточно широкие полномочия региональным и муниципальным властям в части определения минимального уставного капитала организации, торгующей алкоголем; в части определения времени, в которое не допускается торговли алкоголем, а также определения параметров местности, на которой такая деятельность также не допускается.
Как представляется, подобные ужесточения регулирования алкогольного рынка и введение дополнительных ограничений свободы предпринимателей, осуществляющих торговлю алкоголем, продиктованы повышенной заботой государства относительно вопросов здравоохранения и защиты общественного здоровья, морали и нравственности в условиях нарастающей алкоголизации населения.
Ряд программных документов
Для решения упомянутой острой проблемы на федеральном уровне был принят целый ряд программных документов, декларирующих стремление к уменьшению объема потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции гражданами Российской Федерации.
Так, 19.08.2009 г. приказом Минздравсоцразвития № 597н утвержден документ под названием "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака"; распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2128-р была принята "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года".
Кроме того, принятая Указом Президента от 30.01.2010 г. № 120 "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации" в п. 19 предусматривает, что для формирования здорового типа питания требуется, помимо прочего, "разработка и реализация комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции".
Ужесточение госполитики
Это, несомненно, свидетельствует об ужесточении государственной политики в области оборота алкоголя. Этот факт, несомненно, отражается и на вопросах регулирования этого принципиального вопроса и на местах, т. е. в конкретных регионах. Так, в рамках областной комплексной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области", был утвержден и проект под названием "Снижение потребления алкоголя".
Теперь белгородские власти принимают отдельный региональный закон, регулирующий оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории региона и вводящий дополнительные, по сравнению с федеральными, ограничения в части розничной торговли данной продукцией. В числе подобных ограничений вводится и запрет на распространение алкогольных напитков в отдельные праздничные дни. Подобное ограничение, хотя и не известное ни федеральному, ни большинству региональных нормативных правовых актов в указанной сфере, является вполне логичным в свете общегосударственной политики, направленной на борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя.
Ирина Малахова
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции