Идея поражения надводного корабля практически несбиваемой баллистической ракетой выглядела весьма привлекательной в 1960–70-х гг. Особенно это касалось СССР, которому с морского направления угрожали авианосные ударные группы ВМС США.

 

Первая в мире противокорабельная баллистическая ракета

 

Леонид Александрович Карякин

Автор материала: Леонид Карякин, основатель и руководитель военно-патриотического интернет-проекта "Отвага". Автор публикаций в информационно-аналитическом журнале "Арсенал Отечества". Военный эксперт.

В начале 1960-х гг. в СССР конструкторское бюро В.П. Макеева разрабатывало баллистическую ракету (БР) Р-27К для нанесения ударов по подвижным надводным целям, и в первую очередь – по авианосным ударным группам противника на дальности до 900 км.

Это была модификация стратегической ракеты Р-27 для подводных лодок. Для новых задач вместо головной части ее оснастили второй ступенью с боевым блоком и пассивной системой самонаведения по радиолокационному излучению. Антенна оригинальной конструкции после отделения первой ступени выдвигалась из приборного отсека второй ступени и направлялась в сторону предполагаемого места цели.

С декабря 1970 г. начались испытания БР на полигоне, а с 1972 г. – с борта дизельной ракетной подводной лодки К-102, переоборудованной по проекту 605.

Завершением совместных летных испытаний Р-27К стал двухракетный залп 3 ноября 1973 года, произведенный из акватории Белого моря на максимальную дальность по морской цели, которую имитировала баржа с работающей РЛС, по излучению которой наводилась ракета. Именно тогда впервые в мире было получено прямое попадание в мишень.

 

Сомнительная эффективность

 

Несмотря на то, что ракета Р-27К прошла полный цикл конструкторской и экспериментальной отработки; а из 31 запуска 26 были признаны успешными, в серийное производство она так и не пошла. И тому было несколько серьезных причин.

Не было обеспечено надежное целеуказание, а пассивная система наведения имела большую погрешность. Кроме того, при выключенных РЛС атакуемых кораблей противника самонаведение полностью исключалось. Боевая часть с атомным зарядом ограничивала применение данного оружия, так как в этом случае любой конфликт с его использованием перерастал в ядерный. Да еще в 1972 году СССР и США подписали договор ОСВ-2 по ограничению стратегических вооружений. Так что развертывание носителей с БР Р-27К внешне неотличимыми от стратегических ракетоносцев, тоже бы засчитывалось.

В то время как советские крылатые ракеты большой дальности были хорошо отработаны многолетним производством и имели явное преимущество по точности, стоимости, эксплуатационным расходам, отработанной тактике.

 

Противоавианосное "супероружие" Китая

 

Западные аналитики оценивали дальность стрельбы БР "Дун Фынь 21D" в 1700 км.

Первое упоминание о китайском "супероружии", способном достать американские авианосцы прямо посреди океана появились в СМИ 2008 году. Данная "сенсация" вызвала определенный резонанс и серьезную озабоченность как у Пентагона, так и союзников США – Тайваня и Японии.

В 2010 году "сенсация" вновь всплыла, теперь уже с конкретным утверждением, что Китай разрабатывает противокорабельную БР "Дун Фынь 21D". Американское командование заявило, что компоненты этой ракеты, вероятно, уже разработаны и даже испытаны. Правда все сообщения на эту тему ни разу не сопровождались хоть какими-то подтверждениями.

Тема неоднократно муссировалась различными источниками, в том числе и китайскими. Все описывается в довольно ярких красках – как подходящие к берегам Китая американские авианосцы внезапно оказываются под ударами падающих с неба управляемых боеголовок. Противопоставить американским кораблям им нечего и "огненные метеоры" неотвратимо разносят в клочья своего противника.

 

Реальность и предположения

 

Западные аналитики оценивали дальность стрельбы БР "Дун Фынь 21D" в 1700 км, что теоретически позволило бы держать китайцам под прицелом всю прилегающую к побережью акваторию и соседние моря азиатско-тихоокеанского региона.

Вот тут и всплыла история советской ракеты Р-27К. Оказалось, что ничего нового придумано и не было, страсти в Интернете поутихли. Конечно, современный технический уровень Китая нельзя сравнить с советским 1970-х гг., но принципиально ничего не изменилось. Ведь проблема своевременного и точного целеуказания в реальном масштабе времени осталась. Для этого Китай не располагает ни спутниковой, ни авиационной группировкой.

Что касается ГСН, высокая скорость и плазмообразование при входе боеголовки в атмосферу полностью исключает работу бортовых систем наведения. Эта проблема не была решена ни в СССР, ни в современном Китае. Кроме того, для осуществления самонаведения боеголовку необходимо "притормозить", подставив под средства ПРО. В общем такая ракета будет уступать крылатой противокорабельной в разы по всем показателям.

 

Кому это выгодно?

 

Современный технический уровень Китая нельзя сравнить с советским 1970-х гг., но принципиально ничего не изменилось.

Насколько китайские специалисты реально продвинулись в деле создания противокорабельных БР покажет время. Кроме ничем не подтвержденных слухов и спекуляций сейчас ничего не известно.

Понятно, что Пентагону выгодно очередное "пугало" для выбивания дополнительных средств на отражение "китайской угрозы". В то время как сами китайцы охотно с этим соглашаются, пытаясь удивить мир невероятными достижениями.

Возможно это всего лишь ширма, за которой прячется разработка в Китае высокоточной ракеты средней дальности с системой наведения по радиолокационной карте местности с точностью в несколько десятков метров. Целями для таких ракет могут быть объекты на территории Тайваня, Японии, а то и военные базы США в Тихом океане.

 

Что в итоге?

 

Запуск любой БР может привести к скачку международной напряженности.

Конечно же в наше время чисто теоретически принятие на вооружение БР для борьбы с авианосными ударными группами вполне возможно. Но есть и много "но". Во-первых, запуск любой БР может привести к скачку международной напряженности, а то и к войне в регионе просто одним своим фактом.

Во-вторых, за прошедший период во флотах ведущих морских держав средства ПВО-ПРО постоянно совершенствовались. Они способны перехватывать не только аэродинамические, но баллистические цели, в том числе ракеты средней дальности.

В-третьих, многочисленные технические трудности о которых уже говорилось выше.
Таким образом, противокорабельные баллистические ракеты более актуальными были как раз тогда – 40 лет назад, а не сейчас. Однако не исключено, что новое оружие еще может показать себя в будущем.

Леонид Карякин

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции