Новый Шелковый путь

 

В документе отмечается, что договоренность была достигнута в ходе презентации возможностей Транскаспийского транспортного маршрута Китай — Турция — Европа. Готовность стать учредителями консорциума, наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics, выразили «КТЖ экспресс» (транспортное предприятие, входящее в состав «Казахстанской железной дороги»), «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», а также Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги»). Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.В рамках проекта в 2016 году из Китая через территорию Грузии в направлении Турции и Европы будут доставлены первые несколько тысяч контейнеров. Кроме того, в следующем году планируется подключить к маршруту Украину для транспортировки грузов в Северную и Восточную Европу.

"В рамках этого проекта в течение будущего года через территорию Грузии планируется перевозка нескольких тысяч контейнеров и таким путем груз из Китая пойдет в направление Турции. Со следующего года груз будет проходить через Украину в Европу. С помощью данного проекта Грузия вновь возвратится к своему историческому пути, что называется "Шелковым путем", — сказал директор дочерней компании "Грузинской железной дороги" Trans Caucasus Terminals LLC Леван Сулаберидзе.

Ранее 30 ноября сообщалось, что экспорт турецких товаров в РФ с января по октябрь упал на 38,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,065 миллиарда долларов.

Напомним, что Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. В июле этого года был запущен первый контейнерный поезд «Nomad Express» по маршруту Китай (Шихези) — Казахстан (Достык-Актау порт) — Азербайджан (Кишлы). Расстояние протяженностью 4 726 км поезд преодолел за 6 суток. Данный маршрут открыт в рамках реализации новой экономической политики Казахстана «Нурлы жол» и китайской инициативы «Новый Шелковый путь». Теперь регулярный контейнерный сервис «Nomad Express» будет продлен до Грузии и Турции. Потенциал контейнерных перевозок по ТМТМ к 2020 году оценивается в 300 тысяч TEU.


Удар в спину?

 


Если ситуация с Турцией после недавних событий вполне понятна, то позиция Китая для России, хотя и объяснима, все же более непредсказуема. Китай заинтересован в освоении новых рынков и максимальной экономической экспансии, а в такой борьбе, как говорится, все средства хороши.

Как отмечают эксперты, в сложившейся ситуации примечательнее всего то, что к консорциуму «приложил руку» целый ряд дружественных России стран, а кроме того, трудно не заметить, что прокладывать «новый Шелковый путь» собираются через Украину, что выглядит едва ли не насмешкой.

Тем более что для Китая Россия в этом смысле была бы куда выгоднее - около 80% грузов КНР экспортирует по морю через Суэцкий канал, а с учетом срока производства и времени доставки европейский потребитель получает товар примерно через три месяца. "Шелковый путь" через Россию сократит время доставки до 12–15 суток.
Как бы то ни было, российское руководство дало понять, что будет бороться за участие в «Шелковом пути», который может быть более выгодной альтернативой Транскаспийского транспортного маршрута.   

 Ника Бажанова