Великий немецкий конструктор Фердинанда Порше родился 3 сентября 1875 года вовсе не в Германии. Городок Мафферсдорф в то время находился на территории Австро-Венгрии (сейчас Мафферсдорф входит в состав Чехии и называется Вратиславице). Мальчик с детства стал проявлять огромный интерес к техническим наукам. В 15 лет он построил свой собственный генератор, который мог освещать дом электрическими лампочками. И это в те времена, когда электричество в доме мог себе позволить лишь бургомистр города.

Автомобиль Lohner-Porsche 1900 года с электроприводом, одна из первых в мире машин с нулевым выбросом вредных веществТрудовую карьеру Фердинанд Порше начал учеником жестянщика в фирме отца. Однако уже тогда все понимали, что этот мальчик способен на большее. Поэтому Фердинанд уезжает в Вену и начинает слушать лекции в местном техническом университете. Уже в 1898 г. его принимают на работу в компанию Lohner, и он начинает работать над серьезными проектами. Так, в 1900 г. на автосалоне в Париже был показан электромобиль Lohner-Porsche, который, как говорили, опередил свое время. В частности, электрические двигатели располагались у него в ступицах передних колес. Детище 25-летнего юноши было признано лучшим автомобилем выставки. В том же 1900 г. Порше дорабатывает электромобиль и оснащает его и бензиновым двигателем. Фактически немецкий изобретатель построил первый в мире гибрид!

После этого начался стремительный взлет карьеры Фердинанда. В 1906 г. он становится техническим директором компании Austro-Daimler и в возрасте 31 года отвечает за весь модельный ряд огромной автомобилестроительной компании.

Дети Ф. Порше: сын Фердинанд и дочь ЛуизаФердинанд был счастлив: имел любимую работу, большой коллектив единомышленников и необходимые средства для создания новых машин. Полный порядок и в личной жизни Фердинанда, который в 1903 г. женился на красавице Алоизии Каес. В семье Порше родилась дочь Луиза, а спустя шесть лет – мальчик, которого назвали в честь отца Фердинандом. Для исключения путаницы в семье его называли Ферри. Впоследствии Фердинанд-младший также станет автомобильным конструктором, причем не менее талантливым, чем его отец.

После того, как Фердинанд стал техническим руководителем Austro-Daimler, стало ясно, что больше всего инженера привлекают спортивные автомобили. Он строит большое количество гоночных машин. Приходят и победы. Если в 1909 г. в гонке на призы принца Генриха автомобиль Порше пришел к финишу вторым, то в 1910 г. команда Austro-Daimler заняла все три первых места. В этой гонке Фердинанд проявил себя и как талантливый пилот за рулем первой машины. Интересен факт – механиком у Фердинанда Порше в той гонке был юноша по имени Иосиф, который позднее стал известным руководителем Югославии Броз Тито.

Автомобиль Austro-Daimler Sascha 1922 г. выпуска. Порше стоит пятым справа. После Первой мировой войны Фердинанд переезжает в немецкий Штутгарт и становится техническим директором уже всего концерна Daimler. Там он создает автомобили, благодаря которым марка Mercedes стала знаменитой. На его счету многие знаменитые компрессорные модели Mercedes 20-х гг. прошлого века.

Но концерн Daimler не стал вершиной карьеры Фердинанда, и после нескольких лет работы Порше увольняется и основывает свою фирму. Так в 1931 г. появилась компания «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Недостатков в заказах у Фердинанда не было, ставшего к тому времени самым известным автомобильным конструктором в Европе. Мало того, Фердинанда Порше даже приглашали стать министром… СССР. В 1932 г. Порше вместе со своим сыном по приглашению Сталина посещает Советскую Россию. В комфортабельном литерном вагоне они объезжают все крупные советские стройки 30-х годов. Но конструктор решил не связывать свою судьбу с Россией.

Фердинанд Порше с сыном Ферри Порше.В начале 30-х гг. Фердинанд начал создавать самое знаменитое свое детища – народный автомобиль. Первоначально заказ на проектирование дешевой малолитражной машинки ему дала мотоциклетная компания Zundapp. Но из-за отсутствия средств проект был вскоре свернут. После появления на политическом небосклоне национал-социалистов проект автомобиля для простого народа вновь получил свое развитие. В 1934 г. Фердинанд озвучил идею создания Volks-Wagen, которую поддержали новые власти Германии. «Германские рабочие не будут добираться до работы пешком. Благодаря национал-социализму они получат свой собственный автомобиль», – кричал фюрер во время своих выступлений.

Ф. Порше озвучивает свою идею создания Volks-Wagen.Уже в 1935 г. Фердинанд показал первые ходовые экземпляры нового автомобиля, а в 1936 г. начинается строительство завода для выпуска этой модели. Для создания завода был организован сбор средств среди простого народа. Разработанная национал-социалистами программа предусматривала, что каждую неделю рабочий будет перечислять на специальный счет 5 марок. Спустя 3 года 8 месяцев он накапливал бы 990 марок, на которые мог купить автомобиль под названием KDF («сила через радость»).

Переданные руководителям Третьего Рейха автомобили KDF.Более 300 000 немцев поверили, что за 990 марок новые власти Германии смогут дать им новую машину. Но их надежды на светлое автомобильное будущее не сбылось. Началась Вторая мировая, а несколько сотен уже собранных KDF были переданы руководителям Третьего Рейха.

Интересно, что после окончания войны многие вкладчики потребовали от концерна Volkswagen свои автомобили, на которые они накопили те самые 990 марок. Однако Volkswagen смог предоставить обманутым вкладчикам только скидку.

Ф. Порше и один из первых автомобилей KDF, впоследствии «Жук».Достижения Фердинанда Порше, одного из самых талантливых автомобильных инженеров и автора самой массовой модели в истории человечества, не ограничились «Жуком». Иногда говорят, что Ф. Порше очень помог фашистской Германии в войне, придумав танки «Тигр» и «Королевский Тигр». Но при внимательном изучении становится понятно, что талантливый конструктор просто не мог делать военную технику. В 1944 г. в советских газетах была опубликована заметка о том, что 12 августа младший лейтенант А. Оськин подбил новейший «Королевский тигр», которым управлял Фердинанд Порше. Мол, заносчивый конструктор был так уверен в неуязвимости своего танка, что даже сам сел за рычаги боевой машины (журналистов не смутило, что Порше в 1944 г. было 69 лет).

Да, конструкторское бюро Порше принимало участие в тендере на производство этой машины. Но образец Фердинанда проявил себя хуже, чем танк компании Henschel. К «Королевскому Тигру» Ф. Порше разработал лишь один из вариантов башни. 

В результате из тяжелой техники на счету Ф. Порше не слишком удачная самоходная установка (САУ) «Фердинанд» (было сделано лишь 90 САУ) и три огромных танка Maus («Мышонок»).

 

САУ «Фердинанд» конструкции Ф. Порше. / «Королевский тигр» с башней Ф. Порше. 


Танк Panzerkampfwagen тип 205 Mouse.Цель создания Фердинандом Порше гиганта весом в 180 т непонятна, ведь все эксперты танкостроения были против создания такой машины – большинство мостов просто-напросто не выдержали бы его веса. Всего было собрано три «Мышонка», которые в 1945 г. немцы взорвали при приближении советских войск (позднее один из них был восстановлен нашими инженерами и находится сейчас в военном музее в Кубинке).

Корпус танка был сварен из стальных гетерогенных бронеплит. Толщина лобовой брони и башни составляла 200 и 180 мм соответственно. В башне танка были установлены 128-мм пушка KwK 44 L/55 со спаренной с ней 75-мм пушкой KwK L/36 с прицелом и дальномером E-Messer. Также на башне размещались две пусковые установки для дымовых гранат Schnellnebelkertzen 39. Дополнительное оружие «Мауса» включало 2 пулемета Рейнметалл-Борзиг MG 34 калибра 7.92-мм. Было предусмотрено место для зенитной пушки Маузер MG 141/15 калибра 15-мм или Маузер MG 151/20 калибра 20-мм.
Танк Panzerkampfwagen в музее в Кубинке.Планировалась также установка на танке огнемета. В качестве двигателя использовался авиационный, 12 цилиндровый, четырехтактный, V-образный двигатель Даймлер-Бенц МВ 509 с рабочим объемом 44540 куб. см. Несмотря на свой огромный вес, танк обладал хорошей подвижностью, но после себя оставлял колею глубиной в один метр. Хотя танк и показал себя с лучшей стороны, но в то время Германия уже не могла реализовать их производство.

Дальнейшая судьба «Маусов» сложилась следующим образом. Изначально планировалось их взорвать прямо на полигоне Куммерсдорф, если Красная Армия зайдет на него. Но позднее пришел приказ использовать танки для обороны этого населенного пункта. Тип 205/2 был захвачен у железнодорожной ветки полигона, а тип 205/1 – на самом полигоне. Судьба танка 205/3 неизвестна.

Позднее танки 205/1 и 205/2 в разобранном состоянии отправили на танковый полигон в Кубинке, где из них был собран один – он прошел испытания в 1951–1952 гг.


Основные характеристики танка танка Panzerkampfwagen Тип 205 Mouse.

Танк Panzerkampfwagen Тип 205 Mouse.Длина (с пушкой) – 10200 мм, высота – 3710 мм, ширина – 3630 мм. Клиренс – 500 мм. Масса – 188 т. Толщина лобовой (башни)/бортовой/кормовой брони – 200 (200)/180/160-30 мм. Вооружение (боевомплект): орудия – 128 (68 шт) и 75 (200 шт) мм.; пулемет – 2Х7,92-мм (1000 патронов). Двигатель – авиационный, 12 цилиндровый, четырехтактный, V-образный, Даймлер-Бенц МВ 509. Запас хода – 186 км. Скорость по шоссе – 20 км/ч.  Экипаж – 6 чел.


Ф. Порше вместе со своим внуком (слева) и племянником рассматривают модель новейшего Роrsche 356. Поражение в войне больно ударило по семье Порше. Союзники разбомбили штаб-квартиру конструкторов и в огне погиб весь архив с чертежами. В 1945 г. французские власти арестовали отца и сына Порше за сотрудничество с фашистским режимом, использование труда военнопленных и выдачу гестапо бойцов Сопротивления, которые пытались саботировать выпуск военных автомобилей. В 1946 г. Ферри Порше был освобожден и он в кратчайшие сроки разработал гоночный автомобиль для итальянской компании Cisitalia. Полученные за это деньги (1 млн. франков) он передал французским властям в качестве выкупа за отца. Сам Фердинанд за решеткой также не сидел сложа руки и по слухам, именно Порше-отец помог компании Renault создать модель 4CV.

Фердинанд Порше старший просидел в тюрьме 22 месяца, за которые ему так и не предъявили никакого обвинения. Однако нахождение за решеткой окончательно подорвало его здоровье, так как в это время к нему не допускали опытных врачей. А когда Порше стал совсем слаб, то доктору все же позволили осмотреть инженера. Эскулап потребовал немедленно выпустить больного на свободу, ибо было совершенно очевидно, что жить пожилому человеку осталось всего несколько месяцев.

Серийный автомобиль Роrsche 356.19 ноября 1950 г. Фердинанд Порше перенес инсульт, а 30 января 1951 г. его сердце остановилось. Однако до этого момента Порше успел увидеть, как началось действительно массовое производство его «Жуков». А самое главное – он вместе со своим сыном успел построить автомобиль под названием 356. Это был первый серийный автомобиль новой компании Porsche.

 

Использованные источники:

  1. - http://unikteh.ru/2011/tank-panzerkampfwagen-tip-205-mouse/ (технические данные)
  2. http://blog.i.ua/community/3333/720055/ (биографические данные Ф. Порше)

 

Материал подготовил Влад Захаров