В июне 1942 года концерн «Крупп» подготовил эскизный проект и техническое задание на танк Р.1000 «Ратте» («Крыса»). Инициатором проекта выступал инженер Эдвард Гроте, который в те годы занимался в германском министерстве вооружений разработкой подводных лодок. На танк невероятных размеров (длина 35 м, ширина 14 м, высота 11 м) предполагалось установить трехорудийную башню от «карманного» линкора типа «Дойчланд» со снятым центральным орудием. Проект «Ландкройцер», как назвал его сам Эдвард Гроте, был одобрен Адольфом Гитлером.

По одной версии, орудийная башня от так и не построенного сверхтяжелого танка Р.1000 была установлена в качестве стационарной береговой батареи в Норвегии.Танк NР.1000 «Ратте» («Крыса»).

Но мало кто знает, что свой первый тяжелый танк талантливый немецкий инженер, построил в сталинской России! Советский танк Гроте, по настоящему, загадочная и малоизвестная машина. Во-первых, его разрабатывали конструкторы из страны вероятного противника. Во-вторых, в этом необычном танке были применены такие технические решения, которые ни до, ни после не применялись. И в третьих, не смотря на свой экзотический вид, танк Гроте оказался довольно удачным, и единственным его недостатком была высокая цена , он стоил как 25 БТ-2!

 

Система автотрактороного и броневооружения предвоенного СССР предусматривала строительство тяжелых танков. Но создание этих машин силами собственных КБ откладывалось на некоторое время в виду недостатка опыта советских конструкторов. Чтобы продвинуть дело, приняли решение перенять зарубежный опыт, в частности – немецкий.

Выбор в сторону Германии был сделан не случайно. В середине 1920-х годов советское правительство находилось в напряженных отношениях со странами бывшей Антанты (Великобритания, США, Франция), которые в годы Первой Мировой войны добились наибольших успехов в танкостроении и считались «законодателями мод» в этой сфере. Совсем иначе обстояло дело с Германией – некогда жестокий противник сам оказался в незавидном положении и был активно готов сотрудничать с Советской Россией. В ходе обмена опытом в 1929 году, советская сторона решила пригласить к себе группу немецких инженеров. На эту просьбу откликнулся Эдвард Гроте (Edward Grote) с небольшой группой специалистов, которые в марте 1930 года прибыли в Москву.

Гроте поручили разработку перспективных моделей танков для вооружения РККА. Контроль за деятельностью немецких инженеров осуществлял Технический отдел ЭКУ О ГПУ, начальник которого уже в апреле 1930 года выдал Э.Гроте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20 мм. Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37 мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора.

 

Для проектирования и постройки опытной машины на заводе «Большевик» в Ленинграде создали конструкторское бюро АВО-5. В его состав, помимо немецких специалистов, вошли также молодые советские инженеры (Барыков, Воробьев и др.), ставшие впоследствии известными разработчиками отечественной бронетанковой техники.
Разработка нового танка, получившего индекс ТГ, велась в обстановке глубокой секретности. За работами наблюдали представители РВС и правительства СССР. Так, 17-18 ноября 1930 года К.Н. Ворошилов лично посещал завод «Большевик», о чем он докладывал И.Сталину: «Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжелой болезни самого Э. Гроте, но наши инженеры предполагают, что 15-20 декабря опытный образец все-таки будет закончен...»

Однако в течение последующих месяцев танк так и не был достроен. Причиной стала ненадежная работа специального танкового двигателя воздушного охлаждения конструкции самого Э. Гроте. Поэтому в апреле 1931 года было принято решение, для проведения первого цикла испытаний, временно установить на танке ТГ авиационный двигатель М-6. Это потребовало некоторых переделок агрегатов танка, поскольку габариты М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гроте. Только к началу июля танк был готов к испытаниям.
ТГ отличался от других отечественных и зарубежных машин того времени не только общим видом, но и технологией изготовления и компоновкой. Прежде всего танк имел полностью сварной корпус, что являлось несомненным новшеством. Вооружение размещалось в три яруса. В верхней вращающейся башне была установлена 37-мм пушка конструкции Сячентова, с возможностью зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой рубке размещалось 7б-мм танковое орудие конструкции Гроте-Сячентова и три пулемета «максим» в шаровых установках (по первоначальному проекту рубка должна была иметь круговое вращение, но затем от нее отказались).
В бортах корпуса установили два пулемета ДТ, имевшие ограниченные углы наведения (они вели огонь через овальные отверстая в фальшбортах).
Ходовая часть ТГ, применительно к одному борту, состояла из пяти катков большого диаметра, четырех поддерживающих катков среднего и двух- малого диаметра. Независимая подвеска опорных катков на спиральных пружинах, вместе с полупневматическими шинами типа «Эластик», обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Любопытно отметить, что все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными доя экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
В задней части корпуса был открыто установлен авиационный двигатель М-6 (впоследствии предполагалось заменить его танковым двигателем Э. Гроте и закрыть броневым капотом), а непосредственно вблизи него – шестиступенчатая коробка передач. Управление танком осуществлялось при помощи сервоприводов, а благодаря наличию специального механизма реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
Наблюдение за полем боя экипаж танка, состоявший из пяти человек, мог вести через смотровые щели и смотровой прибор, установленный на крыше малой башни.

Испытания танка начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. На них была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, а использование пневматических приводов делало процесс управления машиной необычайно легким.

Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок теснота боевого отделения, неудобство доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, недостаточное сцепление гусеницы с грунтом и ряд других.

По распоряжению советского правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гроте. Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: « Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес».

Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн. руб. (для сравнения: БТ-2 обходился всего в 60 тыс. руб.), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства.

Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято решение отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 года Э.Гроте было предложено покинуть СССР. КБ ЛВС-5 было реорганизовано, в его состав вошли конструкторы М.П.Зигель, БААндрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.Н.Обухов и другие. Возглавил конструкторское бюро молодой энергичный инженер Н.В.Барыков, ранее работавший заместителем Гроте.

На этом эпопея самого секретного довоенного танка закончилась.

Тем не менее, в ходе работ по ТГ, советские конструкторы приобрели богатый опыт по конструированию машин такого класса. И кто знает, каким бы был итог великих сражений Второй мировой, если бы талантливый немецкий инженер Эдвард Гроте не построил для Сталина свой необычный танк.

 

Материал подготовил Влад Захаров

 

Источники:

1.Танковая мощь СССР. Часть I: Увертюра

2.Премоделируемый клуб. Военное Ревю.

4. ONLYpaper

5. rufort.info - фортификация