В марте 2011 года тогдашний главком Сухопутных войск РФ Александр Постников обрушился с резкой критикой на нашу оборонку. Делает, мол, старье, ничего нового, качество так себе, да к тому же еще и дорого. "Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая", - метал громы и молнии главком.

 

Непростая судьба Т-90

 

Особо досталось от Постникова российским танкам, а конкретно – Т-90, который, дескать, является всего лишь "17-й модификацией советского танка Т-72", выпускавшегося с 1973 года, да еще и не самой дешевой – "118 миллионов рублей за единицу". "Нам проще было бы купить за эти деньги три "Леопарда", - провозгласил генерал.

Заявление, это, ко всему прочему, прекрасно показывает знание "матчасти" тогдашним руководством Министерства обороны. Немецкий "Леопард 2" стоит от 5 до 10 миллионов долларов (по тому курсу - 143,5-287 миллионов рублей) в зависимости от комплектации и требований заказчика. Так что как можно на 118 миллионов купить их аж три штуки, знает, наверное, только бывший главком Сухопутных войск.

Впрочем, в те времена в армии господствовала "сердюковщина". Россия зачем-то покупала у Франции "Мистрали" и всерьез намеревалась открывать лицензионное производство итальянских бронемашин Iveco Lynx. Так что возможное появление "Леопардов" на вооружении ВС РФ при всей своей дикости рассматривалось многими как дело вполне реальное. Но до такого маразма, слава Богу, дело все-таки не дошло. Что же за "17-я модификация советского танка Т-72"?

Т-90 – танк с весьма непростой судьбой. Задуманный в одной стране, он был запущен в производство и прославился в другой.

Старт разработке "объекта 188", получившего впоследствии наименование Т-90, был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. Пять лет спустя - 27 марта 1991 года – новый танк был рекомендован для принятия на вооружение. Но затем распался СССР, и проект был заморожен более чем на год. В июле 1992 года машину показали тогдашнему президенту России Борису Ельцину, а 5 октября вышло постановление правительства РФ о принятии танка на вооружение под названием "Т-90", одновременно было дано и разрешение продажи за рубеж экспортного варианта Т-90С.

 

Точка прорыва

 

До конца 1995 года было выпущено порядка 250 машин, некоторые из которых прошли настоящую боевую проверку в Чечне, оказавшись практически неуязвимыми для противотанковых средств, находившихся на вооружении у боевиков. А затем у российского государства закончились деньги. По крайней мере – на закупку танков. И единственной возможностью выжить стал экспорт.

Точкой прорыва стала Индия, представители которой обратили внимание на Т-90 на выставке IDEX'97 в Объединенных арабских эмиратах. Но для того, чтобы окончательно удостовериться в качестве машин, они выдвинули ряд условий: оснастить машину новым двигателем, тепловизионным прицелом, а также провести тщательные испытания в самой Индии с местными экипажами.

В 1998 – начале 1999 года фактически на голом энтузиазме были изготовлены три опытных машины, которые в начале мая были отправлены на испытания, завершившиеся триумфом. Впечатленный увиденным, военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д.Сингх заявил: "По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания".

Т-90 – танк с весьма непростой судьбой. Задуманный в одной стране, он был запущен в производство и прославился в другой.

Радость от успеха была омрачена горечью потери – за два дня до отправки танков на испытания в Индию, остановилось сердце главного конструктора Владимира Поткина.
Успех Т-90 стал настоящим спасением для российского танкостроения. 5 февраля 2001 года был подписан контракт о поставке в Индию 310 танков Т-90С, а в конце 2007 года было оформлено еще одно соглашение на 347 машин, часть которых собиралась в России, другая шла в виде машинокомплектов в Индию и собиралась уже там.

Вслед за Индией тагильским изделием заинтересовались в других странах. В итоге Т-90 стал самым продаваемым вновь изготовленным основным боевым танком мира за период 2001–2015 годов.Полученные за проданные за рубеж машины деньги позволили активно модернизировать боевую машину, приспосабливая ее к новым условиям и требованиям.

Сначала был внедрен в серийное производство танк Т-90А – со сварной башней, 1000-сильным двигателем, а начиная с 2006 года – и с тепловизионным прицелом. А затем пришла очередь Т-90МС.

Судя по названию можно было бы подумать, что это как раз та самая очередная модификация, которыми был так недоволен генерал Постников. На самом же деле новая машина была настолько обновлена по сравнению со своими предшественниками, что специалисты в один голос считают, что это не модернизация старой модели, а, по сути, создание новой.

 

Особенности модели

 

Главной "изюминкой" Т-90МС стала башня. Точнее, это уже не привычная по более старым моделям башня, а полноценный модуль с многослойным бронированием, буквально напичканный инновационными комплексами боевого управления. В новой машине в полной мере реализован алгоритм работы экипажа "охотник-стрелок", при котором командир занимается поиском цели, после чего передает ее в автоматическом режиме на уничтожение наводчику-оператору.

По данным экспертов, Т-90МС оказался по меньшей мере не хуже самых продвинутых танков мира в средствах поиска и скорости наведения на цель, в возможностях поражения ее первым выстрелом и в командной управляемости.

Помимо этого танк обладает усовершенствованной 125-мм пушкой, которая произведена из специальных материалов, позволяющих продлить срок ее службы даже в условиях крайне интенсивной эксплуатации. На Западе над решением этой проблемы еще работают, поэтому в условиях непосредственного боевого контакта Т-90МС и, к примеру, немецкого "Леопарда" у нашей машины появляется явное преимущество за счет ведения более интенсивного огня по противнику без боязни вывода основного орудия из строя.

В боекомплект входят 22 готовых к применению выстрела (снаряд и заряд) плюс 18 выстрелов имеется в резерве. Ранее все резервные выстрелы располагались в корпусе танка, однако на Т-90МС часть из них перемещена в кормовую часть башни, в которой теперь установлены вышибные панели на крыше. Остальные 125-мм боеприпасы хранятся в боевом отделении, но в отдельной секции для повышения живучести экипажа.

Принципиально новая динамическая защита, модулями которой прикрыты жизненно важные части танка, успешно противостоит всем современным подкалиберным снарядам, в том числе кумулятивным. Разработчики утверждают, что защита способна выдерживать и попадание перспективных противотанковых снарядов.

Разработчики танка Т-90МС создали новую систему управления огнем - важнейшая часть танка в современном бою. Такая система работает по принципу: поразить противника до того, как он поразит тебя.

Кроме того, в танке была реализована система сопровождения целей и система взаимодействия в составе подразделения, когда танк может получать целеуказание от командного танка. Для навигации на танке установлена система ГЛОНАСС-GPS.

Помимо своей надежной защиты танк претерпел существенные изменения и внутри. Так, у механика-водителя теперь появилась возможность управлять бронированной машиной не с помощью безнадежно устаревшей системы рычагов, а на основе функционального штурвала. Т-90МС оснащен автоматической коробкой передач, что "развязывает" руки механику-водителю. Если в предыдущих версиях российских танков он должен был и работать с рычагами поворота, и одновременно переключать скорости, то такого неудобства в модернизированной бронемашине нет.

У Т-90МС появился и автономный генератор электроэнергии, применение которого позволяет до минимума снизить возможность обнаружения танка противником в инфракрасном диапазоне во время стоянки. Ранее танк в таком состоянии был идеальной мишенью для противника, и никакая маскировка не спасала его от инфракрасного излучения. Теперь экипаж и сама бронемашина надежно защищены даже в то время, когда танк не находится в состоянии активности.

 Алексей Хлопотов, эксперт по бронетанковой технике:

"Т-90МС на данный момент является самым оптимальным танком по соотношению цена-качество. Армата – это еще журавль, который летает в небе, поскольку испытания его пока не закончены, да и стоимость предполагается высокая. Платформа Т- 90 хорошо отработана. Она хорошо освоена в производстве, соответственно, имеет меньшую стоимость. Тут нужно учесть, что танк – это оружие массового применения. Танки никогда не воюют в одиночку.

Поэтому вопрос стоимости является одним из ключевых при принятии решений о закупках. Соответственно, с Т-90МС можно сэкономить. Тем не менее, Т-90МС это не "дешЕвка" в общем понимании, он вобрал в себя все лучшее из того, что есть в мировом танкостроении на сегодняшний день. Это новая продвинутая система управления огнем, которая соответствует самым высоким мировым стандартам.

Т-90МС обеспечивает всеракурсную защиту, что очень сильно выделяет его на фоне всех остальных машин. Бич всех танков предыдущих поколений, и не только советских, - это ярко выраженная защита только с фронтальной, носовой части. В современных условиях бой ведется в урбанизированной местности, и танк очень сильно страдает от атак сверху, сзади, сбоку. Т-90МС имеет защиту и с этих ракурсов.

Существенно улучшена эргономика - экипаж чувствует себя в этом танке намного удобнее. Убрана "лишняя" проводка, огнеопасные покрытия, все выполнено очень современно. Модернизирован дизельный двигатель, который не уступает лучшим западным образцам: в небольших габаритах конструкторы смогли реализовать мощность в 1130 лошадиных сил. Увеличена "живучесть" экипажа за счет размещения части боезапаса в специальном коробе за башней.

Различные нововведения увеличили массу танка, но за счет возросшей мощности двигателя, модернизации его систем, обновленной ходовой части, танк не только не потерял в динамике, но даже еще и прибавил. В варианте для Российской армии, на танк может быть установлена мощнейшая 125-мм гладкоствольная пушка новейшей конструкции 2А82, почти такая же как на "Армате". При этом на экспортные варианты устанавливается орудие 2А46М5, такое же как на Т-90А. Экспортный потенциал танка очень высок. Индия, например, имеет большой парк Т-90-х, и ей гораздо выгоднее модернизировать имеющиеся танки, используя наработки, заложенные в Т-90МС. Это позволит существенно продлить срок эксплуатации танков и при этом сэкономить.

То же самое касается Алжира. Вообще переговоры по приобретению Т-90МС сразу рядом стран ведутся уже давно. Очень надеюсь, что в самое ближайшее время состоится и подписание первого контракта. Интерес к нему проявляет и российское Министерство обороны. В настоящее время ведется работа под шифром "Прорыв-3", по адаптации Т-90МС к требованиям нашей армии. И пока идут работы над Арматой, Т-90МС, за счет своей "обкатанности", возможностей, которые ему дали работы по модернизации, гибкой модульной схеме, соотношению цена-качество, может считаться самым оптимальным танком. Пускай предыдущего поколения на фоне "Арматы", но все же версии с тремя или четырьмя "плюсами".

 

Тактико-технические характеристики Т-90МС "Тагил":

Масса танка: 48 тонн.
Экипаж: 3 человека.
Длина с пушкой, повернутой вперед: 9530 мм.
Длина корпуса: 6860 мм.
Ширина корпуса: 3460 мм.
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5. Боекомплект: 40 выстрелов.
Комплекс танкового ракетного вооружения: 9К119М "Рефлекс-М".
Спаренный пулемет: 7,62-мм 6П7К. Боекомплект: 2000 патронов.
Зенитный пулемет: 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1). Боекомплект: 800 патронов.
Мощность двигателя: В-92С2Ф2, 1130 л. с.
Емкость топливных баков: 1200 литров, подвесных на корме – 400 литров.
Удельная мощность: 23, 54 л.с./тонну.
Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час. Запас хода по шоссе: 500 км.