Девяностые годы XX века в истории России выдались не только "лихими", но и кровавыми. Политика Бориса Ельцина, провозгласившего в адрес регионов "берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить", ожидаемо привела к росту сепаратизма в национальных республиках. Где-то, как в Татарстане и Башкирии, дело ограничилось торгом между республиканской элитой и Центром, а где-то, точнее – на Кавказе, дошло до фактического провозглашения независимости и кровавых конфликтов.

Настоящая статья не ставит своей целью рассказывать о том, как развивался конфликт на Северном Кавказе. Цель - показать, каким образом конфликт повлиял на отечественную танковую промышленность и к чему в конечном итоге привел.

 

Танки в чеченской кампании

 

Начало Первой чеченской войны, а точнее, события ноября (так называемый штурм Грозного силами Временного совета) и декабря (собственно вступление в действие российской армии) 1994 года ознаменовались катастрофическими потерями среди задействованных в операции танков.

Временный совет, состоявший из противников Джохара Дудаева, по некоторым данным, ввел в Грозный порядка 35 танков, и лишь 4 из них смогли покинуть город. В ходе же печально знаменитого новогоднего штурма чеченской столицы одна только 131-я Майкопская бригада потеряла 22 танка, 45 БМП, 7 автомобилей и все 6 ЗРПК "Тунгуска" зенитного дивизиона. Всего же в уличных боях в Грозном было сожжено более пятидесяти танков.

БМПТ "Терминатор"

Стало окончательно ясно, что в условиях городского боя, особенно на узких улочках, громоздкие боевые машины становятся легкой добычей для отдельных гранатометчиков.
Впервые о том, что роль танков меняется, а время масштабных танковых сражений вроде Прохоровки или Эль-Аламейна окончательно ушли в прошлое, стали задумываться после ввода советских войск в Афганистан.

Генерал Борис Громов, командовавший нашим контингентом, рассказывал: "…в горах танкисты не могли полностью, с максимальным эффектом использовать боевые возможности своих машин. В "зеленке" же танки буквально вязли на рисовых полях. Как правило, они применялись только для охраны объектов и во время действий на небольших равнинах, где машины могли развернуться".

 

Ведение боевых действий в любых условиях

 

В 80-х годах стало понятно, что войскам нужна новая бронемашина с высоким уровнем защиты, вооруженная пушками, пулеметами и ракетами для поражения живой силы и техники в различных условиях.

Стало понятно, что войскам нужна новая бронемашина с высоким уровнем защиты, вооруженная пушками, пулеметами и ракетами, способная поражать живую силу и технику в различных условиях. Именно в середине 80-х и была предпринята первая попытка создания такой техники. Термина "боевая машина поддержки танков" тогда еще не существовало, а разрабатываемая модель чаще всего именовалась "горный танк", поскольку, например, от нее требовалось необходимость обеспечения больших углов возвышения оружия, необходимого для стрельбы по целям на горных склонах.

ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода стало разрабатывать машины, получившие обозначение "Объект 781" и "Объект 782". В 1987 году было изготовлено по одному экземпляру обеих моделей, которые были представлены военному руководству СССР.

Испытания продолжались вплоть до 1990 года, когда неразбериха, связанная с политическим кризисом, завершившимся распадом Советского Союза и последующими рыночными реформами, едва не поставила крест на российской оборонке вообще. Два прототипа машин "Объект 781" и "Объект 782" были отправлены в Кубинку, где до сих пор хранятся на одной из площадок музея бронетанковой техники, а саму тему создания машин, которые бы помогали танкам воевать в новых условиях, отложили "на потом".

Это самое "потом" и наступило после кровавой грозненской мясорубки. К тому времени челябинские конструкторы получили из Москвы приказ прекратить все работы по проектам военного назначения, и вся документация по обоим проектам была передана на "Уралвагонзавод".  Именно там в середине 90-х и началась разработка боевой машины поддержки танков, известной как "Объект 199 "Рамка".

 

Боевая машина поддержки

 

Работы продолжались долго – экономическая ситуация в стране не способствовала полету конструкторской мысли, главной заботой было выживание. Первый образец БМПТ был представлен в 2000 году. Он имел вынесенный блок вооружения с одной 30-мм пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62 ПКТМ и четырьмя пусковыми установками ПТУР "Корнет", также на машине в надгусеничных  полках были установлены 2 30-мм гранатомета АГ-17Д.

В 2007 году главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал армии Алексей Маслов заявлял, что до 2010 года Сухопутные войска РФ получат ротный комплект "Терминаторов".

Позднее, в 2002 году на машине было установлено уже две 30-мм пушки 2А42 и КУВ "Атака-Т". Разработка модели закончилась в конце 2006 года. А еще годом раньше пресса радостно сообщила, что российская армия примет на вооружение "Терминаторов" - такое голливудское название получило детище "Уралвагонзавода".

Разработчики клятвенно уверяли, что боевая эффективность одной БМПТ превосходит два мотострелковых взвода - 6 БМП и около 40 человек личного состава. А занимавший в те годы пост заместителя начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны Николай Ковалев рассказал "Известиям", что введение БМПТ в танковый батальон позволит увеличить эффективность подразделения на 30%. Особо генерал отметил, что на поле боя "Терминатор" способен вести огонь одновременно по трем целям.

 

Претензии к проекту

 

Однако затем концепция Министерства обороны изменилась, и никакого желания брать БМПТ на вооружение военное ведомство более не высказывало. В 2010 году тогдашний начальник вооружения Вооруженных Сил РФ Владимир Поповкин объявил о закрытии программы БМПТ. При этом он даже выразил недоумение – зачем, дескать, эту машину вообще разрабатывали. Танк, мол, машина самодостаточная и никакая поддержка ей не нужна.

Формальными претензиями к проекту также были объявлены дороговизна машины, а также несоответствие численности ее экипажа существующим типовым штатам. Дело в том, что штат частей, на вооружении которых состоят танки типа Т-72, на базе которого создавался "Терминатор" строится на численности экипажа танка из трех человек. В БМПТ же было заявлено пять человек: командир, наводчик, механик-водитель и два оператора курсовых гранатометных установок.

Возникает вопрос: неужели об этом не было известно раньше? Создатели "Терминатора", между прочим, прямо говорили, что лишь воплощали в жизнь идеи Министерства обороны. На выставке Russian Expo Arms-2002 главный конструктор БМПТ Владимир Домнин заявил следующее: "Я вообще не специалист в области применения этой техники. Мы получили тактико-техническое задание министерства обороны и выполнили все требования этого тактико-технического задания. Где министер¬ство обороны будет их применять, им виднее. Наверное, все-таки я не могу комментировать действия министерства обороны".

БМПТ "Терминатор 2"

Да и само министерство обороны вроде как было не против хотя бы опробовать новую машину, что называется, в деле: в 2007 году тогдашний главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал армии Алексей Маслов заявлял, что до 2010 года Сухопутные войска РФ получат ротный комплект "Терминаторов". И вот такая внезапная перемена.
Возможно, перемена позиции военного ведомства станет понятнее, если учесть, что именно в 2010-2011 годах его руководство стало активно продвигать идею закупок иностранного оружия.

 

Продвижение "Терминатора"

 

Неприятие "Терминатора" отечественными военными воспринимается тем более странно, что машина пользуется довольно-таки большим интересом за рубежом. Да, пока как о свершившемся факте можно говорить лишь об ее поставках в Казахстан – в 2011-2013 годах на вооружение армии этой страны было поставлено 10 БМПТ. Но перспективы у проекта есть. Что неоднократно подчеркивалось руководителями самого высокого ранга.

О "хороших рыночных перспективах" БМПТ говорил, посещая выставку Russia Arms EXPO 2013 и глава правительства Дмитрий Медведев.

"Некоторые военные могут со мной не согласиться, но боевая машина "Терминатор", изготавливает которую НПК "Уралвагонзавод", очень хороша и достаточно маневренна, поэтому многие иностранные делегации ею восхищаются", - отмечал в 2012 году "оборонный" вице-премьер Дмитрий Рогозин, подчеркнув, что готов принимать личное участие в ее продвижении.

О "хороших рыночных перспективах" БМПТ говорил, посещая выставку Russia Arms EXPO 2013 и глава правительства Дмитрий Медведев. Правда, он осматривал уже новую машину, в лучших голливудских традициях получившую название "Терминатор 2". Как и предшественник, новый вариант БМПТ способен эффективно решать задачи по огневой поддержке танков и пехоты во всех видах боевых действий, в сложных географических зонах, в любое время суток, против любого противника. В числе отличий от предыдущей модели - усовершенствованная система управления огнем и защищенность боевого модуля башни, а экипаж состоит из трех человек, как в основных боевых танках.

Главное же – новая вариация позволяет всем странам, на вооружении которых стоит танк Т-72 (а его было выпущено более 30 000 штук), быстро и с минимальными затратами, не приобретая новых дорогостоящих машин, значительно модернизировать свою армию.
Не далее, как в апреле 2016 года "Уралвагонзавод" представил второго "Терминатора" на 15-й международной азиатской выставке DSA-2016 (Defence & Security Asia 2016) в малайзиском Куала-Лумпуре.

Что касается поставок в российскую армию, то, как рассказал журналистам главком сухопутных войск Олег Салюков, такая возможность рассматривается. "Мы рассматриваем боевую машину поддержки танков "Терминатор 2" для Сухопутных войск. Вопрос по ее дальнейшему использованию будет решен после завершения работы по определению перспективного облика Сухопутных войск", - заявил он.