Объект 279 – тяжелый танк предназначенный для прорыва особо укрепленных позиций противника и боевых действий в труднопроходимой местности, а также ведения боев во время ядерного удара.

В 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактико-технические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке новой машины, призванной  заменить танк Т-10.

Коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка – «объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

«Объект 279» имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно. Литой криволинейный  корпус, спереди и по бортам,  прикрывали  тонколистовые противокумулятивные экраны,  дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов.  Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной при ядерном взрыве.

Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Принятая схема бронирования обеспечивала надежную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.

Вооружение танка «объект 279» состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемёта КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения «Гроза», стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемет – из 300 патронов.

Силовая установка танка – 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров. Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач.

Изюминкой танка была ходовая часть – четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска  индивидуальная гидропневматическая. Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса.

Такое уникальное конструкторское решение позволяло машине преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Танк с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местность, уникальное гусеничное шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении ежей, пней, надолб. Объект 279 имел среднее давление на грунт как у легкого танка – 0,6 кг/кв.см. Танк преодолевал подъем в 35 градусов и брод в 1,2 м. Правда такая подвеска имела ряд отрицательных свойств: недостаточная  маневренность и трудность ремонта в полевых условиях.

«Объект 279» оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА, ОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых – командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину. Из всех разработанных одновременно с ним танков «объект 279» отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м', имея при этом очень сложный бронированный корпус.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена. Танк «объект 279» удачно прошел все испытания. Однако, весь проект, как и разработки всех новых тяжёлых танков в 1959 г. закрыл Никита Хрущев, который активно поддерживал ракетное вооружение и одобрил развитие ракетного танка ИТ-1 (Истребитель танков–1) с ракетами «Дракон», непопулярного в войсках и быстро закрытого позднее. 
Единственный экземпляр уникального танка «Объект 279» сегодня экспонируется в Бронетанковом музее, в 50км от Москвы.

 

Тактико-технические характеристики «объекта 279»

Боевая масса, т 60 
Экипаж, чел. 4 
Длина корпуса, мм 6 770 
Длина с пушкой вперёд, мм 10 238 
Ширина корпуса, мм 3 400 
Высота, мм 2 475 
Бронирование: 
лоб корпуса (верх), мм/град. 93 / 75 — 269 / 45 
лоб корпуса (низ), мм/град. 121 / 70 — 258 / 45 
борт корпуса, мм/град. 100 / 65 — 182 / 45 
лоб башни, мм/град. 217 / 50 — 305 / 30 
борт башни, мм/град. 217 / 50 — 305 / 30 
Вооружение: 
калибр и марка пушки 130-мм М-65 
тип пушки нарезная пушка 
длина ствола, калибров 59 
боекомплект пушки 24 
прицелы стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С; ночной ТПН-1 
пулеметы 1 x 14,5-мм КПВТ 
Двигатель – 2ДГ8-М дизельный с наддувом, макс. мощность 735 кВт (999 л.с.)
Скорость по шоссе, км/ч 55 
Запас хода по шоссе, км 250 
Преодолеваемый подъём, град. 35 
Преодолеваемый брод, м 1,2
Произведено – 1 шт.

 

Влад Захаров

 

Смотреть видео