В ответ на планы Хорватии приобрести у США оперативно-тактические комплексы Сербия стала проявлять явную заинтересованность российскими системами ПВО и истребителями МиГ-29. По информации «Коммерсанта», соответствующие запросы уже направлены в Москву, и комиссия по военно-техническому сотрудничеству Сербии и России рассмотрит заявление до конца января 2016 года.
Курс на НАТО
Информация о том, что Хорватия хочет приобрести американские РСЗО МLRS с ракетами ATACMS появилась в хорватской газете "Jutarnji list".
Покупка Минобороны Хорватии может сщественно изменить военный баланс в регионе. Так, согласно данным издания, еще оченью 2015 года в Пентагон ушел запрос на приобретение 16 боевых машин М270 РСЗО MLRS калибра 227 мм из наличия. При этом, если поставка все-таки будет одобрена Конгрессом США, хорваты бесплатно получат пусковые установки, но должны будут закупить оперативно-тактические ракеты MGM-140 ATACMS к ним с дальностью стрельбы 300 км.
Кроме ракет, в планах Хорватии закупка значительного числа 227-мм неумправляемых осколочно-фугасных ракет (стандартных для этого комплекса).
С помощью подобного вооружения хорватская армия сможет наносить стратегические удары в глубину вражеской территории. Кроме всего прочего, Хорватия планирует заменить существующие комплексы РСЗО VBR.
РСЗО MLRS – стандартная система для стран НАТО. А значит, ее приобретение говорит о том, что армия старается заменить оставшиеся системы советского производства на западные аналоги. Система может поступить на вооружение уже к следующему году.
США и раньше поставляли Хорватии вооружение. На данный момент уже одобрено порядка 400 различных транспортных средств, 16 вертолетов OH-58D, а также заплатили девять млн долл. за участие в афганской кампании.
Визит в Белград
Спустя некоторое время ближайший сосед Хорватии - Сербия начинает интересоваться российским вооружением. Информация о том, что Минобороны Сербии подало в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству список вооружений появилась после визита премьер-министра РФ Дмитрия Рогозина в Белград.
«Мы этот список самым внимательным образом изучим, рассмотрим и по возможности удовлетворим»,— цитирует «Ъ» слова Дмитрия Рогозина.
По информации «Ъ», запросы сербских военных будут рассмотрены в рамках созданной российско-сербской комиссии по ВТС. С российской стороны ее возглавил первый замдиректора ФСВТС Андрей Бойцов. Первое заседание должно пройти до конца января.
«Сербские военные посчитали, что появление на Балканах подобного оружия изменит баланс сил в регионе, но помощи от тех, кто столь активно зовет их в НАТО, они не дождались. И были вынуждены обратиться к нам», - говорит один из источников «Ъ».
«Сербия не будет просить уступок, хотя мы можем обоснованно многого ожидать от России. Мы не собираемся воевать с Хорватией, это была бы бессмысленная война Сербии против НАТО», - подчеркнул на встрече с Дмитрием Рогозиным президент Сербии Томислав Николич.
Что хочет Сербия?
В первую очередь сербские военные интересуются системами ПВО средней ("Бук", "Тор") и малой ("Панцирь-С1") дальности. Что же касается поставки зенитно-ракетных комплексов С-300, то вопрос о их поставках на встрече в Белграде не поднимался. Видимо, на такие покупки сербский бюджет не рассчитан.
Кроме того, Минобороны Сербии также хочет пополнить свой парк несколькими истребителями типа Миг-29. Всего у сербских военных сейчас десять МиГ-29 (с учетом купленных шести у России в 2013 году), одиннадцать МиГ-21 (чей ресурс будет окончательно исчерпан в 2018 году), а также несколько десятков истребителей J-22 Orao. Источники "Ъ" утверждают, что если Россия и Сербия сойдутся в количестве необходимых им систем ПВО и самолетов, то их поставят из наличия у Минобороны РФ с последующей модернизацией — такой вариант для сербов будет и быстрее, и дешевле.
Хотя твердых договоренностей между Москвой и Белградом в сфере ВТС достигнуто не было, внешнеполитический советник президента США Барака Обамы Бен Родс заявил: «Не в интересах региона быть в игре между США и Россией, как в стиле холодной войны. Это неконструктивный подход к региону». Он добавил, что балканские страны сами должны принимать решения о своем будущем, включая членство в НАТО.
Марина Староверкина