14 июля Конституционный суд (КС) России признал верховенство Конституции при исполнении решений ЕСПЧ. Тем самым суд окончательно внес ясность в споре на счет применения решений ЕСПЧ на территории РФ, если они касаются Конституции. Отныне некоторые постановления ЕСПЧ в случае, если они противоречат Основному закону нашей страны, могут не исполняться. 

 

Что дальше?

 

Теперь же осталось дело за малым - привести российское законодательство в соответствие с решением Конституционного суда. Как? По мнению председателя Следственного комитета России (СК) Александра Бастрыкина, нужно наделить КС не только правом, но и обязанностью проверки конституционности готовящихся к подписанию и ратификации и применяемых на территории России договоров и норм международного права.

При этом, как заявил Бастрыкин в интервью «Российской газете», необходимо исключить из Конституции положения, по которым нормы международного права составляют неотъемлемую часть правовой системы страны.

«Основной закон, как и другие законодательные акты, нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий, как это происходит во всех странах», — заявил Бастрыкин.

Конечно, сделать это сразу не получится, поэтому глава ведомства отнес эти меры к вопросам «отдаленной перспективы».

 

Мнение экспертов

 

Однако юристы-международники сомневаются, что из Конституции России в принципе возможно исключить данные положения.

Юрист-международник, эксперт Московской юридической академии Пауль Калиниченко:

Юрист-международник, эксперт Московской юридической академии Пауль Калиниченко: «По действующей Конституции эти положения исключить просто-напросто невозможно, а чтобы эти положения убрать, нужно принимать новую Конституцию. Но все мы понимаем последствия принятия новой Конституции…».

Адвокатская палата, юрист-международник Валерий Ванин:

Адвокатская палата, юрист-международник Валерий Ванин: «Возможно, здесь есть недопонимание существа данного положения в Конституции. Международные законы становятся частью правовой системы РФ только после того, как РФ ратифицирует ту или иную Конвенцию или международный договор. Без ратификации, без подписания со стороны РФ они никак не могут стать частью российской правовой системы. С правовой точки зрения, нет необходимости исключать из Конституции данные положения, поскольку РФ может денонсировать любой не устраивающий ее международный договор или же денонсировать участие России в какой-либо международной конвенции, и Конституция этому совершенно не мешает».

Кстати, Бастрыкин уже не в первый раз предлагает изменить Конституцию. В феврале 2015 года он также предлагал исключить из Конституции положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством. Тогда против такого предложения выступил председатель Госдумы Сергей Нарышкин. «Что касается незыблемости Конституции, хочу сказать, что Государственная дума стоит на страже норм Конституции», - ответил он на вопрос о возможности реализации данных предложений. Он также добавил, что у Госдумы нет намерений менять базовые статьи Конституции.

Алиса Ермакова