На заседании Морской коллегии Дмитрий Рогозин сказал, что еще с 2009 г. НАТО рассматривают вопросы усиления своего военного присутствия в Арктике. Всякий раз это прикрывалось таянием льда, потеплением климата, усилением нагрузки на Северный морской путь и др. надуманными предлогами. Это он наблюдал еще в период своей работы постоянным представителем России при НАТО, сообщают РИА Новости.

Рогозин считает, что с 2009-2010 гг. «в Брюсселе, Вашингтоне, Оттаве и других столицах активно обсуждались планы наращивания военной деятельности в арктическом регионе». По его словам, сегодня между «серьезными игроками» разворачивается «целая битва» за Арктику.

По его мнению, освоение этого региона является для России вопросом национальной безопасности. «Это величайшее богатство и было бы просто тупиковой ситуацией, если бы Россия потеряла здесь свои амбиции и не могла бы синхронизировать развитие своего судостроительного потенциала с этими амбициями», — сказал он.

Перед Россией стоит задача развернуть там судостроительный потенциал в интересах шельфовых проектов. «Эта задача не экономическая, эта задача политическая, геополитическая. Это вопрос национальной безопасности страны», — подчеркнул вице-премьер.

Рогозин считает, что было бы странно для России, которая имеет огромную зону арктического побережья, «не начать активные, решительные действия по освоению Арктики».

Ранее министр обороны Сергей Шойгу объявил о создании в 2014 г. группировки войск для защиты национальных интересов России в Арктике. Сейчас уже идет восстановление арктической инфраструктуры для войск. В прямом эфире президент Путин принял доклад о возобновлении работы военных аэродромов «Тикси» и «Темп» на Новосибирских островах.

Первой страной, обратившейся в комиссию ООН о разграничении континентального шельфа, стала Россия. Она намерена доказать, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа. В случае этого, РФ может получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на дополнительной площади 1,2 млн. кв. км в Арктике.

Барак Обама утвердил первую в истории США американскую стратегию в Арктике — исключительно для охраны арктической «хрупкой экосистемы».

Министр обороны США Чак Хейгел заявил о сути новой доктрины. По его словам: «в условиях беспрецедентного таяния арктических льдов» Америка должна обеспечить «свой суверенитет на Аляске и вокруг нее», а для всего остального Северного Ледовитого океана — «свободу морей».