7 декабря наблюдатели от СНГ на конституционном референдуме в Армении представят итоговый документ, в котором дадут оценку прошедшему в эти выходные голосованию. В результате голосования избиратели высказали свое мнение относительно перехода страны от президентской к парламентской форме правления. Чем рискует завершиться конституционная реформа?

 

Ход голосования

 

По словам председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишас, голосование в Армении "прошло в соответствии с действующим законодательством", избирательные участки были оборудованы в соответствии с установленными требованиями, на большинстве из них присутствовали местные и иностранные наблюдатели, а также представители СМИ.

А между тем, полиция Армении 5 декабря получила около двухсот сообщений о нарушениях в процессе голосования на референдуме по конституционным реформам

"Власти прибегают к различным фальсификациям, раздаются взятки, оказывается давление на членов избирательных комиссий и доверенных лиц", — сказал вице-председатель оппозиционной партии "Наследие" Армен Мартиросян.

В едином оппозиционном штабе говорят о дополнительных списках и повторном голосовании. "Речь идет о заранее продуманной схеме фальсификаций", — отметили в штабе.

 

После бала

 

В референдуме по поправкам к конституции Армении приняло участие 50,51% граждан республики, имеющих избирательное право. В результате голосования они должны были высказать свое мнение относительно конституционной реформы, которая предусматривает переход страны от президентской к парламентской форме правления. Большинство избирателей поддержали предложенные поправки.

Круглосуточные акции протеста против конституционных реформ начались в Ереване неделю назад. А 6 декабря, не дожидаясь оглашения результатов голосования, оппозиционные силы вышли на митинг против конституционных реформ. Кроме того, они требовали отставки властей Армении и проведения внеочередных парламентских и президентских выборов. 

Теперь, согласно конституционной реформе, президент Армении будет избираться не на пять лет, а на семь, и не на прямых выборах, а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. При этом высшее должностное лицо в стране не сможет быть членом какой-либо партии и не сможет избираться более одного раза.

Высшим органом исполнительной власти в поправках названо правительство, которое планирует и проводит внутреннюю и внешнюю политику, управляет всей государственной системой. Президент будет назначать премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах.

 

На что подписывается население?

 

Парламентская модель управления функционирует во многих странах Запада и Востока. В Германии или в Израиле эта система оправдалась за счет наличия конкурентных политических сил, высокой культуры избирательного права, идейной ориентированности действующих партий. В армянской истории Первой Республики 1918–1920 гг. также действовала парламентская система власти. Но тогда в Армении парламент состоял из идейно ориентированных партий, не было такого высокого порога коррупции, да и опыт-то оказался непродолжительным (всего два года).

Сразу же после публикации первоначального проекта изменений, они подверглись шквалу критики. Политические эксперты считают подобные конституционные реформы опасными для маленького армянского государства. По словам главы Армянского института по международным и оборонным вопросам Степана Сафаряна,  проект “убивает” институт выборов, как таковой.

По мнению эксперта, наибольшее беспокойство вызывает пункт, по которому две политические партии, набравшие большее количество голосов, но не получившие большинство в парламенте, переходят во второй тур. При этом остальные политические силы должны делать выбор между двумя этими партиями.

«Этим шагом делается попытка осуществления контроля над демократией», — отметил Сафарян.

«При авторитарных режимах и диктатурах конституционные реформы проводятся для укрепления диктаторов, в демократических режимах – демократии. Сейчас народ участвует в выборах президента и депутатов парламента, а после внесения изменений будет выбирать только один раз, продолжать бессмысленно», — считает руководитель партии «Объединение национального самоопределения» (ОНС) Паруйр Айрикян.

Возможно, подобные реформы  были бы логичны в тех странах, где население доверяет своему парламенту. Но в Армения в ряд ли относится к их числу. Засилие парламента особо не маскирующимися олигархами также не внушает особой надежды на экономические и какие-либо другие положительные развития после обнародованных реформ.

Общественники открыто заявляют, что цель парламентских реформ – упрощение воспроизводства власти и еще большее отстранение народа от участия в формировании руководства страны.
 
В подобной ситуации может оказаться и Приднестровье. В прошлые выходные в республики прошел единый день голосования. На выборах активно обсуждался переход к парламентской форме правления. И теперь риск этого возрастает, так как в Совете большинство мест получила оппозиционная партия. Парламентская форма правления, при которой Президента выбирает Верховный Совет, а не народ - для Приднестровья окажется губительной.

«Если мы посмотрим на кризис молдавский, то он, собственно, с того момента, когда Молдова стала парламентской республикой, не прекращался. Аналогичная история была в Грузии и даже в Киргизии, которая тоже испытала две цветные революции. Там тоже потом была сильно ослаблена роль Президента», - говорит Семен Уралов, шеф-редактор «Однако. Евразия».

По мнению Семена Уралова, это связано с тем, что при парламентской форме правления власть сосредоточена в нескольких сотнях, а в Приднестровье - это несколько десятков, депутатских мандатов. В таком случае олигархическим структурам проще их контролировать и формировать парламентское большинство для получения власти. Схожая ситуация сейчас наблюдается и в Армении.

 Марина Староверкина