Реализация Стратегии-2030 должна обеспечить рост на уровне 8-9% в год в период до 2025 года и 5-6% на горизонте 2026-2030 годов. Доля экспорта может превысить 40%, а производительность труда увеличится в 4 раза.

В военном и гражданском сегментах к 2030 году планируется сформировать развитую систему конкурентоспособных на мировом рынке поставщиков, встроенных в международную кооперацию. Российские производители военных самолетов должны будут сохранить лидирующие позиции в мире и увеличить присутствие в гражданском сегменте.

 

Текущее положение

 

 

За последние 10 лет в российской авиапромышленности произошли масштабные изменения. Во-первых, была завершена консолидация отрасли – разрозненные активы были объединены в крупные интегрированные структуры с госучастием: ОАК, ТРВ, в составе госкорпорации «Ростех» собраны АО «Вертолёты России», ОДК, АО «Технодинамика», КРЭТ.

 

Денис Журенков

Денис Журенков, 

в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России..

 

Во-вторых, изменилась госполитика – если 10 лет назад она была направлена на проведение НИОКР и техническое перевооружение, то в современных условиях в приоритете продвижение продукции авиапромышленности на рынки и создание опережающего научно-технического задела.

Россия сегодня по объему выпуска воздушных судов вместе с США и Францией входит в тройку лидеров

Россия сегодня по объему выпуска воздушных судов вместе с США и Францией входит в тройку лидеров. Причем, наша страна одна из немногих, сохранивших присутствие на всех уровнях военного и гражданского сегментов авиапромышленности.

Однако, масштаб выпуска финишной продукции существенно различается. Если объем выпуска в России составляет около 11 млрд долл., то в США и Франции – 97 и 55 млрд долл. Причем, к России вплотную приблизился Китай с объемом выпуска 10 млрд долл.

К России вплотную приблизился Китай с объемом выпуска 10 млрд долл.

С учетом производства компонентов Россия занимает на мировом рынке только 7 место (18 млрд долл.), что во многом связано с отсутствием поставок для глобальных производителей гражданских воздушных судов.

Сильные позиции на мировом рынке финишной продукции Россия занимает в сегменте авиатехники военного и специального назначения (16% в самолетостроении и 17% в вертолетостроении). Российская военная авиатехника экспортируется в Индию, Китай, Индонезию, Вьетнам, Беларусь, Алжир.

 

Российская военная авиатехника экспортируется в Индию, Китай, Индонезию, Вьетнам, Беларусь, Алжир.

4 ключевых вызова

 

Сегодня в отечественном авиапроме сложился серьезный дисбаланс. При достаточно развитом военном производстве, доля России на мировом рынке гражданской продукции составляет всего около 1% в самолетостроении и около 3% в производстве вертолетов.

Для развития авиапромышленности на период до 2030 года Минпромторг России рассматривает 4 ключевых вызова.

Первый: недостаточный масштаб российского рынка – отечественный рынок значительно меньше рынков ЕС, Китая, США и даже с учетом перспектив роста недостаточен для выхода на серийность и масштаб производства, обеспечивающие окупаемость авиационных программ.

Второй: низкая эффективность текущей модели отрасли – избыточность активов и недостаточная производительность созданных корпораций, отсутствует развитая система поставщиков, производители комплектующих не встроены в международную кооперацию и ориентированы только на российский рынок.

Третий: ограниченность финансовых ресурсов – бюджетное финансирование отрасли существенно увеличить уже невозможно.

Четвертый: дефицит квалифицированных кадров, ослабление позиций в научно-техническом обеспечении отрасли – отсутствие действенных механизмов внедрения инноваций и результатов интеллектуальной деятельности, утрата инженерных и научных школ.

Сложность ситуации, обусловлено тем, что пассажирооборот в Российской Федерации в 2030 году прогнозируется на уровне 470 млрд пкм, что почти в 2 раза ниже текущего пассажирооборота ЕС и в разы ниже пассажирооборота в Китае и Северной Америке.

Внутреннего рынка для окупаемости программ также недостаточно. Например, объем внутреннего рынка широкофюзеляжных самолетов на период до 2030 года составляет около 100 единиц, тогда как для инвестиционной окупаемости необходима продажа минимум 500-600.

Причем, экспорт российских поставщиков не диверсифицирован по рынкам и почти полностью привязан к поставкам в составе финальной продукции ПАО «ОАК» и АО «Вертолёты России».

 

Курс: международная кооперация

 

Для преодоления вызовов согласно Стратегии-2030 потребуется решение ряда стратегических задач. Прежде всего, будет необходима дополнительная поддержка Минпромторгом России рынка внутреннего и усиление позиций российского авиапрома на глобальном рынке.

Министерством промышленности также должны быть разработаны системные меры, направленные на привлечение частного инвестиционного капитала в отрасль, обеспечение лидирующих позиций в области подготовки кадров и формирование научно-технического задела.

Современный гражданский сегмент российского авиапрома неразрывно связан с международной кооперацией.

Стратегия-2030 признает – современный гражданский сегмент российского авиапрома неразрывно связан с международной кооперацией. Что соответствует мировым тенденциям и объясняется повышением технологической сложности проектов, возросшими рисками и капиталоемкостью программ.

В программе российского регионального самолета SSJ100 участвуют уже более 30 поставщиков из Франции, Германии, США, Канады. Для организации послепродажной поддержки заказчиков и в целях маркетинга и продаж SSJ100 в Европе и Америке создано совместное предприятие SuperJet International.

В программе российского регионального самолета SSJ100 участвуют уже более 30 поставщиков из Франции, Германии, США, Канады

Широкую международную кооперацию предполагает и выпуск ближне-среднемагистрального самолета МС-21.

Построение международных альянсов и международная кооперация будут сопровождаться сохранением открытого российского рынка для зарубежных производителей воздушных судов и компонентов, готовых локализовать часть продукции на территории России.

В результате реализация стратегии в военном и гражданском сегментах к 2030 году планируется сформировать развитую систему конкурентоспособных на мировом рынке поставщиков, встроенных в международную кооперацию. Российские производители военных самолетов смогут сохранить лидирующие позиции в мире и увеличить присутствие в гражданском сегменте.

К 2030 году планируется сформировать развитую систему конкурентоспособных на мировом рынке поставщиков

По оценкам Минпромторга России, к 2030 году будет обеспечен рост на уровне 8-9% в год в период до 2025 года и 5-6% на горизонте 2026-2030 годов. Доля экспорта за счет поставок финальной продукции и комплектующих превысит 40% (14,4 млрд долл.), а производительность труда за счет изменения индустриальной модели отрасли в реальном выражении увеличится по сравнению с уровнем 2014 года более чем в 4 раза.