Что же может ожидать отечественная система подготовки кадров для оборонки уже в этом году?

Автор материала: Денис Журенков

Автор материала: Денис Журенков, эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России.

Отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) продолжает оставаться одним из важнейших приоритетов развития страны. Масштабное техническое перевооружение и модернизация российских оборонных предприятий требуют все больше кадров высокой квалификации, владеющих современными техническими и коммуникативными компетенциями.

Действующая система подготовки работников для организаций ОПК в рамках государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием не смогла полностью выполнить те задачи, которые на нее возлагались. Основная претензия – кардинальное различие действующих образовательных программ и реальности конкретных процессов, которые ожидают вчерашнего выпускника на производстве.

 

Проблемы дефицита кадров

 

Как показал опыт реализации программы: начиная с 2008 года не более половины обучившихся студентов, нашли места по специальности в структуре ОПК. Корректировка механизмов подготовки корпуса высококлассных конструкторов и технологов не могла не произойти.

Отечественный оборонно-промышленный комплекс продолжает оставаться одним из важнейших приоритетов развития страны

Главные современные требования – высочайший интеллектуальный потенциал и устойчивая мотивация к профессиональной самореализации. Здесь уместно отметить опыт DARPA, которая с особой тщательностью подходит к подбору кадров – к оборонным исследованиям привлекаются исключительно талантливые, опытные и мотивированные специалисты.

Задача снижения дефицита молодых инженеров крайне актуальна для современной России. Руководителями предприятий оборонного комплекса отмечается, что ситуация усугубляется низким качеством абитуриентов, недостаточной заинтересованностью учебных заведений при организации целевого приема, низким горизонтом планирования (всего 2 года) и низкой ответственностью абитуриентов при заключении договора с предприятием.

Одним из главных направлений совершенствования государственной системы подготовки кадров для оборонки становится система, направленная на формирование осознанного выбора абитуриентами своей образовательной и карьерной траектории.

 

Практико-ориентированная модель

 

Углубленная подготовка 9000 студентов будет проводиться по программам среднего профессионального (специалисты среднего звена) и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Важным условием участия студента в программе является заключение договора о целевом обучении с организацией ОПК.

Углубленная подготовка студентов будет проводиться по программам среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).

Доля трудоустроившихся после завершения обучения должна составить не менее 90 процентов. Текущие показатели по трудоустройству, по разным оценкам, составляют всего от 36 до 50 процентов.

Особенностями новой программы являются ориентация на практику, вариативность образовательных траекторий и стимулирование государственно-частного партнерства. Предусмотрены развитие сетевых форм реализации образовательных программ и технологий.

Приоритетными для развития у будущих инженеров станут компетенции, обеспечивающие решение проектных, конструкторских, технологических и научно-исследовательских задач. Отбор студентов для участия в программе будет проводиться на завершающих стадиях очной формы обучения.

Принятая программа подготовки инженеров предполагает широкое вовлечение предприятий ОПК в учебный процесс, причем участие не только организационное, но и финансовое: предполагается, что промышленный сектор обеспечит половину требуемых средств – не менее 1 млрд рублей.

 

Мотивация предприятий ОПК

 

Фактически новая программа подготовки кадров мотивирует предприятия ОПК к участию в реализации, так называемой, дуальной (практико-ориентированной) модели образования. Подобные механизмы уже давно широко применяются в мировой практике. Наиболее удачным считается опыт Германии, именно ее опыт тиражируется чаще всего.

Фактически новая программа подготовки кадров мотивирует предприятия ОПК к участию в реализации, так называемой, дуальной (практико-ориентированной) модели образования.

Признанное преимущество немецкой модели – осуществление приема обучающихся именно организациями работодателей. Они непосредственно заинтересованы в мотивации студентов к закреплению на рабочем месте. Предприятия готовы сами уделять повышенное внимание условиям обучения, профессиональной деятельности и корпоративной культуре.

Особенностью системы немецкой дуальной модели подготовки кадров является наличие, так называемых, "обучающих предприятий", которые осуществляют обучение под контролем торгово-промышленных и ремесленных палат.

Финансирование осуществляется на принципах долевого участия: государство (федерации, земли) финансируют только теоретическую часть обучения, организации работодателей – практическую подготовку. Логично, что учебные заведения, несут ответственность только за теорию и организацию досуга студентов во время обучения.

Взаимосвязь с потенциальным работодателем обеспечивает выпускникам гарантированное трудоустройство – в Германии самые низкие показатели безработицы среди молодежи из стран Евросоюза.

 

Опыт АСИ

 

В России данный опыт также применяется по линии Агентства стратегических инициатив (АСИ), но только для подготовки рабочих кадров, за что агентство реальный сектор промышленности часто и критикует.

Участие в проекте открывает перспективу овладеть профессиональными компетенциями и получить дополнительный заработок в период прохождения производственной практики.

Однако нельзя не отметить определенный успех АСИ в данном направлении. Пилотным проектом дуального образования уже охвачено 13 регионов: Калужская, Ульяновская, Ярославская, Свердловская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Белгородская, Тамбовская, Самарская области, Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край. Кроме того, удалось задействовать 1005 промышленных предприятий, 105 учебных заведений, более 20 тысяч студентов и 5,6 тысяч наставников.

По мнению АСИ, внедрение дуальной модели профессионального образования обеспечивает значительные преимущества всем субъектам обучающего процесса: бизнесу, будущим специалистам, учебным заведениям и даже повышает инвестиционную привлекательность региона-участника.

Для будущих специалистов участие в проекте открывает перспективу овладеть профессиональными компетенциями и получить дополнительный заработок в период прохождения производственной практики. Кроме того, студентам обеспечено гарантированное трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда.

Сбудутся ли планы правительства, покажет уже ближайшее время. Известно множество неоднократных попыток скопировать как немецкую дуальную систему, так и модель работы американской DARPA, но большинство этих попыток оказались неудачными. Заимствование зарубежного опыта без должного критического анализа не всегда оказывается успешным.

Можно только выразить надежду, что практико-ориентированное образование станет эффективным механизмом развития российских оборонных предприятий, способным в перспективе обеспечить инвестиционную привлекательность и устойчивое развитие российского высокотехнологичного сектора.

Денис Журенков

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции