Первый из них – федеральный центр по внедрению технологий цифрового проектирования на базе Московского авиационного института. В качестве приоритетных задач для МАИ определены: проектирование авиационной техники и моделирование экстремальных условий ее эксплуатации.
Промышленная кооперация и гособоронзаказ
Говоря о создании Федерального центра цифрового проектирования на базе МАИ, вице-премьер подчеркнул, что «основная цель состоит в следующем: понять возможности Московского авиационного института в вопросе создания на базе МАИ центра одного из приоритетных технологических направлений. Что касается самой разработки программного продукта – это Саров, ядерный центр, а то, что касается внедрения в реальную жизнь – это, конечно, Объединенная авиастроительная корпорация. Но не ОАК, как таковой, а МАИ, который может взять на себя этот функционал в отношении Роскосмоса, ОДК, ОСК и других крупных корпораций».
Автор материала: Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.
Модель, предложенная вице-премьером, позволяет МАИ, фактически заняться формированием полноценной промышленной кооперации для обеспечения запуска в опытное производство разработок центра цифрового проектирования.
Дмитрий Рогозин, также обратил внимание, что сейчас приоритетом будут пользоваться именно вузовские центры при ведущих учебных заведениях.
Приоритетом будут пользоваться именно вузовские центры при ведущих учебных заведениях.
«Именно там очень высокая активность молодежи, молодых специалистов, талантов, есть уже сформированные генеральными конструкторами базовые кафедры, и сам Бог велел теперь исследовательскую работу поручать ВУЗу, подключая их, в том числе, к исполнению гособоронзаказа».
Университет 2.0
Вице-премьером был озвучен практический этап воплощения идеи привлечения российских высших учебных заведений в качестве полноправных исполнителей исследовательских работ в сфере ОПК.
Институты развития и органы власти, отвечающие за развитие оборонной промышленности, неоднократно получали предложения по механизмам привлечения ВУЗов к заданиям гособоронзаказа.
Суть предложений сводилась к привлечению высших учебных заведений на конкурсной основе в качестве соисполнителей различных уровней кооперации. Предлагались даже механизмы наделения их статусом «специальной проектной компании» по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства, которые ВУЗами также могут привлекаться по кооперации.
Среди положительных аспектов привлечения высших учебных заведений можно назвать:
сохранение стратегического контроля за выполнением заданий гособоронзаказа;
развитие предпринимательской культуры и бизнес-компетенций высших учебных заведений, экономический мультипликативный эффект от привлечения интеллектуального капитала ВУЗов и инновационных МСП, активизация исследовательской деятельности, повышение ее практической направленности;
разделение рисков привлечения инновационных МСП между государством и ВУЗами;
обеспечение дополнительного платежеспособного спроса со стороны государства на высокотехнологичную продукцию и услуги;
обеспечение возможности безусловной реализации проекта за счет высокой исполнительской дисциплины учебных заведений;
создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест в научных организациях, стажировка преподавателей и талантливых студентов в реальном секторе экономики.
Инициатива Дмитрия Рогозина в целом соответствует задачам развития высших учебных заведений до уровня «Университета 2.0» – учебного заведения, занятого не только подготовкой кадров, но также генерирующего новые знания через исследовательскую деятельность и консультирующего промышленные корпорации. Фактически, это модель создания технологий «на заказ».
Дальнейшая эволюция, будет предполагать эволюцию до «Университета 3.0» – коммерциализация технологий, создание бизнес-компаний через развитие предпринимательских экосистем и городской среды.
Если следовать этой логике, дальнейшая эволюция, будет предполагать эволюцию до «Университета 3.0» – коммерциализация технологий, создание бизнес-компаний через развитие предпринимательских экосистем и городской среды.