Правительством России предлагается ввести повышенный административный штраф: до 500 тысяч рублей – для должностных лиц или дисквалификация в отношении их работы, а для юридических лиц – штрафы до 25% суммы, которая была использована не по целевому назначению.
Вводится специальный состав преступления, совершённого в крупном размере и ряд квалифицирующих признаков, определены категории руководителей, которые будут нести уголовную ответственность за преступления в сфере гособоронзаказа.
Автор материала: Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.
Статьи есть, а ответственности нет
Согласно закона о гособоронзаказе головной исполнитель и другие исполнители обеспечивают выполнение заданий на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Также они обеспечивают и поставки продукции в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами России.
Указанными исполнителями являются коммерческие и другие организации – юридические лица, заключившие госконтракт по гособоронзаказу. А также лица, входящие в кооперацию головного исполнителя, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Практика показала, что бывают случаи, когда денежные средства, расходуются не по целевому назначению (хотя бы даже и в интересах этих организаций). По мнению российского правительства, тем самым создаются условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения гособоронзаказа.
Однако головной исполнитель заказа, сам являющийся коммерческой организацией, не во всех случаях усматривает причинение существенного вреда своим интересам, а также интересам общества или государства.
Это приводит к тому, что уголовные дела по статье 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ возбуждаются крайне редко. Органы предварительного следствия не находят в действиях руководителей коммерческих организаций всех признаков состава преступления.
Руководители коммерческих организаций за такие действия не подлежат ответственности и по статье 2851 «Нецелевое расходование бюджетных средств». Так как не являются должностными лицами в соответствии со статьей 285 УК РФ.
Кроме того, исполнителями гособоронзаказа могут выступать казенные учреждения. Коммерческими организациями они не являются. В то же время в этом качестве они не признаются получателями бюджетных средств.
Однако в статье 6 Бюджетного кодекса казённые учреждения указаны в числе получателей бюджетных средств. Поэтому в настоящее время руководители казённых учреждений также не могут нести ответственности по статье 2851 Уголовного кодекса.
Максимально жёсткий контроль
На прошедшем заседании правительства Дмитрий Медведев говоря о новых законопроектах, подчеркнул, что «за последние годы была налажена работа системы государственного оборонного заказа. Сейчас гособоронзаказ исполняется на высоком уровне, финансируется в положенных объёмах, деньги там немалые, поэтому надо обеспечить максимально жёсткий контроль эффективности их расходов».
Первым законопроектом предлагается ввести специальный состав преступления – расходование финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий гособоронзаказа на цели, не связанные с их выполнением, совершённое в крупном размере.
Также предлагается установить повышенную уголовную ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом госзаказчика по гособоронзаказу на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере.
Кроме того, аналогичная ответственность устанавливается за совершение соответствующего деяния группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.
Вторым законопроектом предлагается установить административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных для выполнения заданий гособоронзаказа на цели, не связанные с их выполнением, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
За совершение таких правонарушений предлагается установить наказание в виде административного штрафа, составляющего для должностных лиц сумму от 100 до 500 тысяч рублей, или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Для юридических лиц устанавливаются повышенные размеры штрафов, составляющие от 10 до 25% суммы полученных средств, использованных не по целевому назначению.
Премьер-министр обратил внимание, что тем самым вводится так называемый специальный состав преступления, совершённого в крупном размере, и целый ряд квалифицирующих признаков.
Дмитрием Медведевым также поручено Минюсту России проработать вопрос о необходимости уточнения понятия «нецелевое использование бюджетных средств» в рамках бюджетного и иного законодательства.
Ожидается, что принятие указанных изменений в законодательство будет способствовать противодействию нецелевому расходованию средств, выделяемых из федерального бюджета для реализации гособоронзаказа.