К работе в составе рабочей группы были приглашены представители профильных ведомств, предприятий и законодатели. Возглавил рабочую группу депутат Госдумы, председатель партии "Родина" Алексей Журавлев.

 

Убрать ограничения

 

Проблема участия малого и среднего бизнеса в исполнении гособоронзаказа неоднократно поднималась высшим руководством страны, поскольку является основной в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России. Президент Владимир Путин призывал усилить поддержку предприятий малого и среднего бизнеса в различных сферах экономики. Глава государства заявлял, что необходимо приложить все силы, чтобы в сфере малого предпринимательства сохранилась стабильность, чтобы любые временные ограничения не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей.

В свое время заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин неоднократно говорил о необходимости активизировать привлечение компаний малого и среднего бизнеса к работам в сфере Гособоронзаказа. Вице-премьер также поручил Торгово-промышленной палате, Минпромторгу и правительству Московской области организовать работу региональной рабочей группы в целях выполнения Гособоронзаказа и отработке модели взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными компаниями.

 

Сложившаяся ситуация

 

На данный момент доля малых и средних предприятий в исполнении гособоронзаказа не превышает и 2-3%, но в дальнейшем этот показатель планируется увеличить до 15%. Основными законами, которые регламентируют закупки товаров, работ и услуг, в том числе и в рамках гособоронзаказа, являются Законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и № 275-ФЗ, кроме того, есть масса правительственных постановлений и подзаконных актов. Однако, к сожалению, приходится признать, что между некоторыми основными положениями этих документов есть противоречия, что значительно осложняет взаимоотношения между заказчиками и поставщиками в ОПК.

Эксперты созданной для решения этой проблематики рабочей группы обсудили определение доли малого и среднего предпринимательства в гособоронзаказе, перспективы повышения эффективности взаимодействия между заказчиком - государством и исполнителями - субъектами малого и среднего предпринимательства. Был поднят вопрос создания единой информационной базы, которая будет содержать информацию о продукции, стоящей на снабжении и вооружении, но не относится к гостайне.

 

Несовершенство закона

 

Председатель партии "Родина" и глава рабочей группы Алексей Журавлев заявил, что, в первую очередь, участникам необходимо высказать свои предложения по изменению законодательства, направленные на решение указанной проблематики.  

Алексей Журавлев также сообщил, что сейчас есть большое количество постановлений правительства и иных документов, касающихся гособоронзаказа и его регламента, однако выполняются они крайне слабо. Бывали прецеденты, когда предприятие действует, согласно одному постановлению, а в это время появляется новое, которое входит в противоречие с первым. Именно поэтому, по словам Журавлева, нужно в первую очередь регулировать законодательство.

Начальник управления планирования и методологии закупок Минобороны России Юлия Добродеева в свою очередь рассказала, что проблема поддержки малых и средних предприятий в сфере гособоронзаказа ей знакома не понаслышке, поскольку все, что касается государственных закупок проходит через подконтрольное ей управление. По словам Добродеевой, проблема малых и средних предприятий заключается еще и в малой осведомленности представителей бизнеса о действующем законодательстве и механизме его реализации.

Порой совершенно непонятно, рассказала представитель Минобороны, как предприниматель собирается что-то поставлять в рамках государственного оборонного заказа, поскольку он ссылается на уже не действующие на данный момент нормативно-правовые акты. Именно с решения этой проблемы стоит начинать какие-либо изменения ситуации.

Свое видение ситуации высказал заместитель руководителя рабочей группы АСИ по расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний Сергей Ветохин. По его мнению, необходимо обсуждать не механизм взаимодействия между Минобороны и субъектами МСП, а механизм взаимодействия между крупными корпорациями, акционерными обществами, которые являются основными исполнителями по гособоронзаказу, и субъектами малого и среднего предпринимательства. Именно корпорации сосредотачивают у себя основные финансовые потоки и заказы отечественного оборонно-промышленного комплекса. Проблема же в том, что к гособоронзаказу никак не могут подступиться предприятия малого и среднего бизнеса, которые способны предложить какие-либо инновационные решения российскому ОПК.

Коммерческий директор компании "5,45 дизайн" Владимир Буренин заявил, что вся система гособоронзаказа построена так, что "туда очень сложно пробиться". В качестве примера Буренин привел проблему условий конкурсов на поставку оборудования, когда в тендере заявляются очень строгие условия, а предприятие не знает, как их выполнить. Помимо этого, возникла необходимость в создании единой ассоциации предприятий, которая будет поддерживать интересы малого и среднего бизнеса и выступать в качестве официального лоббиста, чтобы цель в 15% доли для малых и средних предприятий в гособоронзаказе не стала "профанацией". Буренин согласился, что работа по созданию такой ассоциации уже вовсю ведется, в дальнейшем все участники отрасли должны будут прислушиваться к ее мнению.

Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский обратил внимание на то, что "у заказчика в лице Минобороны имеются свои площадки по размещению заказов, а у головных исполнителей, у каждого, по сути дела, тоже своя площадка. Вопрос в том, что львиная доля гособоронзаказа сейчас размещается у единственных исполнителей и на конкурсные процедуры не попадает, ни в какие электронные площадки не попадает, основные средства расходуются именно там". В своем выступлении он подчеркнул важность создания единой информационной площадки для заказчиков и исполнителей гособоронзаказа. Сейчас же, по словам Мураховского, такую площадку не позволяет создать несогласованность и имеющиеся противоречия в российском законодательстве.

 

Процесс пошел

 

Интерес к данной проблеме есть не только у предприятий, но и у депутатского корпуса, с проблематикой знакомы и в аппарате комитета по обороне. В законе "О государственном оборонном заказе" действительно отсутствует целый пласт, регулирующий участие предприятий малого и среднего бизнеса в гособоронзаказе. Имеющиеся подзаконные акты не решают сути проблемы, а только небольшие детали. Как уже говорилось, рабочая группа будет действовать на регулярной основе, а ее деятельность в конечном итоге сможет привести к устранению законодательных противоречий и решению ключевого вопроса в сфере ОПК.