В торжественной церемонии приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава "Росатома" Сергей Кириенко, член Совета Федерации - президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов и другие.

Атомный ледокол "Арктика" - одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота России.

"Спуск "Арктики" - это во всех смыслах огромная победа, - отметил глава "Росатома" Сергей Кириенко. - Мы можем сегодня говорить, что к концу 2017 года этот атомный ледокол сможет вступить в строй "Росатомфлота". Это принципиально новые возможности нашей страны в обеспечении обороноспособности и круглогодичной навигации в Арктике, экономическом развитии нашей страны в принципиально важном для России и мира регионе".

Атомный ледокол "Арктика" - одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота России, передает ТАСС. У трех действующих российских атомоходов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. На смену им должны прийти три атомохода типа "Арктика": головное судно "Арктика" и два серийных, "Сибирь" и "Урал". Срок сдачи планируется к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно. Все суда строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу "Росатомфлота" (входит в госкорпорацию "Росатом").

 

Строительство "Арктики"

 

Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе в ноябре 2013 года. Стоимость этого проекта оценивается в 122 млрд рублей. При строительстве ледокола были применены технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте. Двойная осадка судна с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как во льдах, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит больше полугода не заходить в порт на перезарядку. Предполагается, что ледокол сможет ходить без перезарядки около 7 лет. На судне установят две системы для опреснения воды, каждая из которых сможет перерабатывать по 70 тонн.

При строительстве ледокола были применены технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте.

На сегодняшний день на стапеле Балтийского завода стоят 10 тысяч тонн уже собранных металлоконструкций будущего ледокола, в цехе предварительной сборки №12 создают секции надстройки (закрытого сооружения на верхней палубе судна) для головного ледокола "Арктика", секции корпуса для "Сибири" и запускают изготовление первых трех закладных секций для "Урала". Сам атомный двигатель "Ритм-200" - привезут на завод в июне из Подольска.

Известно, что универсальные атомные ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 метров. Они будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По мнению специалистов, создание и развитие в СССР, а затем в России единственного в мире атомного ледокольного флота было необходимым и стратегически оправдавшимся решением.

 

История ледокольного флота

 

История отечественного атомного ледокольного флота ведет свой отсчет с декабря 1959 года.

История отечественного атомного ледокольного флота ведет свой отсчет с декабря 1959 года, когда началась эксплуатация его "родоначальника" — атомохода "Ленин", напоминает РИА Новости. Советский атомоход совершил прорыв в судостроении. "Ленин" стал первым в мире надводным судном с атомно-энергетической установкой и первым в мире гражданским атомным ледоколом. Над его созданием трудились лучшие в стране ученые, инженеры, рабочие. Чтобы построить "Ленин", было задействовано 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 200 промышленных предприятий.

До создания атомного ледокола дизельные суда могли находиться в автономном плавании только 30-40 дней, поскольку за это время заканчивалось все горючее даже при том, что почти треть судна загружалась топливом, у "Ленина" такой проблемы не было, автономность атомохода ограничивалась только запасами продовольствия. С началом работы этого корабля значительно продлилась навигация на Северном морском пути (Севморпуть), раньше она ограничивалась коротким летним периодом.

 

Будущие ледоколы

 

В 2015 году был выполнен эскизный проект нового российского атомного суперледокола для круглогодичной работы в высоких широтах Арктики.

Помимо головного универсального атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", идет строительство серийного ледокола этого проекта "Сибирь", а осенью нынешнего года на Балтзаводе будет заложен еще один аналогичный корабль — атомоход "Урал".

Но не только эти корабли пополнят атомный ледокольный флот РФ. В 2015 году был выполнен эскизный проект нового российского атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Северному морскому пути. Сейчас рассматривается вопрос разработки технического проекта корабля.

Кроме того, идет разработка не имеющего аналогов многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Планируется, что это будет судно с универсальным оснащением, которое окажется незаменимым для обеспечения работ на шельфе.