15-16 сентября в Архангельске проходит V международная встреча представителей государств – членов Арктического совета, стран—наблюдателей и зарубежной научной общественности. Крупный арктический форум ежегодно организует Совет Безопасности Российской Федерации. На два дня Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова стал площадкой для обсуждения вопросов подготовки кадров для освоения Арктики и глобальных арктических проектов, укрепления международного сотрудничества в сфере сохранения экосистем и защиты природной среды, сохранения традиционного образа жизни, обеспечения устойчивого социального развития коренного населения арктических территорий.В конференции принимают участие эксперты из 11 стран: профессор Университета Тромсё – Арктического университета Норвегии Расмус Бертелсен, проректор Корейского морского института Чинсу Лим, доцент Университета Аляски Фэрбенкс Брэндон Бойлан, президент Университета Арктики Ларс Куллеруд, профессор Лапландского университета (Финляндия) Ласси Хейнинен и другие. А 16 сентября в конференции примет участие и Совета Безопасности РФ Николай Патрушев. Освоение Арктики для России становится уже «национальной идеей».
Судьба приграничных регионов
На сегодняшний день в состав Арктической зоны включены 4 субъекта Российской Федерации полностью (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, и Чукотский автономные округа) и 3 субъекта частично (Якутия— 5 улусов, Красноярский край — 3 муниципальных образования, Архангельская область — 7 муниципальных образований). Самый важный вопрос для приграничных к Арктике территорий заключается в том, где будет располагаться вся инфраструктура, обеспечивающая ее развитие. Каждый регион готов побороться за право принять участие в развитии Арктики. Так Архангельская область уверена, что всем научным разработкам место на базе САФУ (где и проходит международная встреча). Регион готов взять на себя разработки продуктов питания и одежды для людей, работающих в экстремальных условиях.
«Для того чтобы работать в Арктике, ты должен как минимум, иметь специальное питание, чтобы были силы; ты должен быть соответствующе одет; у тебя должны быть соответствующие условия для проживания. Вот этими вещами мы готовы обеспечивать. У нас есть партийный проект по разработке продуктов питания. Член нашей партии Любовь Сычева, в прошлом заведующая кафедрой химии медицинской академии, на протяжении 20 лет занимается разработкой и производством продуктов питания для военнослужащих, для МЧС, для космонавтов: это витаминизированные напитки на основе наших северных растений. Растения собираются, и делается специальная вытяжка из них, то есть добывает все самое ценное. Этот проект мы намерены дальше развивать и расширять», - рассказал в беседе ИА «Росинформбюро» Игорь Кузнецов, председатель регионального отделения партии «Родина» в Архангельской области.
Другие северные регионы рассчитывают на разработку транспортной инфраструктуры. Особенно этот вопрос злободневен для жителей Коми: уже почти 10 лет они грезят о строительстве автомобильной трассы Ухта-Воркута. Сами жители республики называют строительство дороги «проектом века». Многие годы чиновники кормили их «завтраками», но на деле вопрос так и не решили.
Госкорпорация «Арктика»
Проблема последних нашла отражение в законопроекте о создании госкорпорации «Арктика». В конце июля депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев заявил о подготовке концепции освоения арктических территорий и разработке пакета законопроектов о создании новой государственной мегакорпорации «Арктика». Госкорпорация может положить начало реализации комплексной программы развития северных регионов.
«У нас много арктических территорий, но каждая из них сама по себе. А должна быть единая государственная политика, объединяющая северные регионы, нацеленная на их развитие. А для достижения успеха России в Арктике требуется создание за Полярным кругом не только особых экономических, но и административных условий. То есть Арктику нужно законодательно выделить в отдельную территорию, где действовали бы особые правила», - говорит Алексей Журавлев.
Законопроектом предусматривается соединение приполярных регионов с запада на восток страны цепью крупных современных аэропортов. Так в республике Коми в их число могут войти аэропорты Сыктывкара и Воркуты.
Но и это еще не все. Разрабатываемая концепция предусматривает восстановление полярных портов и создание регулярной рейсовой навигации на северных реках. Речь идет и о пассажирском водном транспорте. В число приоритетов вошли и северные железные дороги.
Что касается республики Коми, то ей может достаться создание и финансирование образовательных центров в Усинске и Сыктывкаре. Всего в проекте предусматриваются десятки направлений развития, как для промышленности, так и образования.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года недавно была утверждена Владимиром Путиным. Председателем госкомиссии по вопросам развития Арктики назначен вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Борьба за землю
Свои интересы в Арктике пытаются отстаивать и США, правда, пока безуспешно. Американские моряки сами признаются, штаты не способны соревноваться с Россией в Арктике и уже безнадежно отстали от нее.
«Мы даже не играем с Россией в одной весовой категории. Мы вообще не участвуем в игре», – так ситуацию описывает командира береговой охраны США Пол Цукунфт, которого цитирует издание Newsweek.
В первую очередь США не хватает ледоколов. В данный момент для исследования и освоения Арктики у Америки есть только два крупных дизельных судна такого типа. Лишь одно из них, Polar Star, в рабочем состоянии.
Для сравнения: у России в строю шесть атомных ледоколов. Это огромные корабли, которые способны работать автономно благодаря ядерным установкам и позволяют организовать навигацию практически в любой точке и в любой момент. Дизельных ледоколов – больше дюжины. При этом строятся и новые ледоколы и готовится проект корабля водоизмещением 55,6 тыс. тонн.
Кроме того, в арктическом регионе до 2018 года будет обустроено девять российских аэродромов. В настоящее время Спецстрой в Арктике работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.
«На острове Котельный идет расширение полосы, на мысе Шмидта проводится ремонт взлетной полосы, в Рогачево строится новый аэродром. Мы стараемся, чтобы те средства, которые выделяются, были использованы эффективно», - говорит руководитель Главного управления инженерных работ при Спецстрое России Олег Сиразетдинов.
Первые результаты работ будут видны уже в течение нескольких месяцев. До конца 2015 года на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России.
Марина Староверкина