Изменить вектор.

Ситуационный центр – программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, систему поддержки принятия решений, средства моделирования и визуализации.

В развитии СЦ явно проступают проблемы, которые обусловливают необходимость смены вектора их развития.

В развитии СЦ явно проступают проблемы, которые обусловливают необходимость смены вектора их развития. К таким проблемам можно отнести: отсутствие отлаженных механизмов аттестации СЦ в соответствии с действующей нормативной базой, разобщенность технологических платформ, доминирование задач простого мониторинга, дефицит компетентных кадров.

Исследование развития ситуационных центров государственных органов выявила ряд проблем:

из 200 СЦ только 10% аттестованы в соответствии с действующей нормативной базой;

СЦ, как правило, создаются изолированно, без учета дальнейшей организации информационного обмена между ними;

работа информсистем также реализована на разобщенных платформах, не предполагающих между собой взаимодействия;

в основной своей массе СЦ выполняют задачи мониторинга и не встроены в цепочку принятия решений, результаты их работы зачастую доводятся до руководителей лишь в виде сводок и профильной статистики;

слабая включенность экспертов в аналитическую деятельность СЦ;

практически все СЦ испытывают дефицит подготовленных кадров (средняя обеспеченность штатным составом 5-7 человек на центр).

Социогуманитарные факторы.

Создание, внедрение и эффективное применение СРСЦ – один из эффективных ответов на современные вызовы развития общества, государства, вооруженных сил.

Из приведенных факторов, определяющих актуальность и необходимость создания СРСЦ, следует, что в создании такой большой и масштабной системы важное место будут занимать социально-гуманитарные вопросы. И здесь есть два принципиальных вопроса.

Первый: для кого создается СРСЦ?

Второй: кто обеспечит эффективное функционирование СРСЦ как наукоемкой системы?

Эти вопросы приводят нас к проблеме: несмотря на высокую степень автоматизации процессов – в СРСЦ роль человеческого фактора остается крайне высокой.

в СРСЦ роль человеческого фактора остается крайне высокой

Сегодня отсутствуют принципиальные проблемы, связанные с технической основой СЦ, их объектовым жизнеобеспечением, созданием информационно-телекоммуникационных систем. Центр тяжести объективно смещается к проблемам создания информационно-аналитических систем поддержки принятия решений первым лицом. Именно такие системы определяют эффективность ситуационных центров.

Центр тяжести объективно смещается к проблемам создания информационно-аналитических систем поддержки принятия решений первым лицом

Вместе с тем, создание эффективных информационно-аналитических систем, объективно востребованных лицом принимающим решения, невозможно без уяснения механизмов применения аналитических технологий. Подчеркнем, что «применение» – это принципиально человеческий фактор, связанный с субъектами аналитики.

Социальное проектирование.

Важнейшую роль в решении острых экономических проблем в России играет кризис подходов к социальному проектированию, управлению и принятию решений. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Важнейшую роль в решении острых экономических проблем в России играет кризис подходов к социальному проектированию

Прежде всего – смена глобальной парадигмы развития и возрастание динамичности социальных процессов, активизация гражданского участия.

Кроме того, темпы накопления знаний сегодня значительно повышаются, а роль нормативных подходов к управлению – наоборот снижается. На наших глазах происходит размывание управленческих традиций, возрастает роль субъективного аспекта в управлении и принятии коллективных решений.

происходит размывание управленческих традиций

Все более заметными становится проявление процессов самоорганизации рефлексивно-активной среды, подразумевающей самопроизвольное, возможно, под воздействием каких-то внешних или внутренних обстоятельств, объединение людей в группы с учетом их целей, задач, намерений, желаний, интересов, ресурсов.

Самоорганизация может проявляться как бы беспричинно, хаотично. Согласование интересов в группе идет на уровне субъект-субъектных отношений, а  при принятии коллективных решений необходимо целостно учитывать всеобъемлющий дискурс возникшей проблемы.

при принятии коллективных решений необходимо целостно учитывать всеобъемлющий дискурс возникшей проблемы

Переход к цифровой экономике.

Проблема создания эффективной системы социального управления, которая должна быть адекватной новым вызовам и угрозам для нашей страны, является одной из наиболее актуальных и стратегически важных проблем развития и обеспечения национальной безопасности России. Эта система должна быть комплексной и охватывать важнейшие сферы жизнедеятельности общества и звенья управления ими на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.

Актуальность создания такой крупномасштабной высокотехнологичной системы, в условиях все обострящейся международной обстановки и информационного противоборства, необходимости повышения эффективности процессов управления в экономической и социальной сферах, резко возросла.

В области создания СРСЦ в России накоплены весьма существенные научно-методологический потенциал и научно-практический задел, которые могут быть использованы для повышения качества государственного, регионального и корпоративного управления.

Новые возможности для стратегического развития страны создает принятая программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В программе предполагается до 2024 года существенным образом модернизировать базовую информационную инфраструктуру страны, повысить уровень информатизации органов управления на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. А также подготовить значительное количество специалистов в области информационных технологий.

Проблематика управления социальными процессами на основе использования СРСЦ лежит в русле основных задач программы «Цифровая экономика» и должна стать одним из направлений ее практической реализации.

Общенациональная задача.

Сегодня крайне необходимо изыскать организационные, научные, производственные и финансовые ресурсы для постановки и проведения комплекса работ по поэтапному развитию СРСЦ на основе высоких социогуманитарных технологий.

Наряду с проведением комплекса соответствующих исследований и разработок, важно организовать подготовку, на базе ведущих ВУЗов страны, необходимого количества высококвалифицированных специалистов, способных эффективно использовать новые средства и методы управления.

Подготовка таких специалистов представляет собой самостоятельную и достаточно сложную проблему, решение которой требует согласованных действий ученых, преподавателей вузов, специалистов различных министерств и ведомств, общественных организаций и средств массовой информации.

История России показывает, что, при надлежащем уровне организации работ и мобилизации интеллектуального потенциала страны, проблемы такого масштаба, как правило, получали свое решение. В результате страна выходила на качественно новый уровень своего развития.

Необходимость решения такой крупной общенациональной задачи в столь сжатые сроки может стать важным стимулом для дальнейшей консолидации российского общества. Развитие управления социальными процессами на базе системы ситуационных центров представляется весьма актуальной и перспективной для стратегии дальнейшего развития нашей страны.

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ проект № 17-18-01326 «Развитие социогуманитарных технологий системы распределенных ситуационных центров России на основе методологии саморазвивающихся полисубъектных сред»

 

Антон Савельев, советник Аналитического центра при Правительстве РФ

Денис Журенков, военный эксперт