Общественные пространства обеспечивают коммуникацию людей в городе и создают инфраструктуру для общения, в том числе для общественных инициатив. У нас, к сожалению, есть один большой перекос. Это касается и Москвы, и в других городов, и урбанистики в целом. Он заключается в том, что мы больше говорим о площадях, огромных общественных пространствах в городах. Общегородские парки, центральные улицы - это то, что в первую очередь у нас подразумевается под «общественным пространством». На самом деле, вся общественная активность и все процессы общественные зарождаются не на площадях. Они зарождаются в тех небольших уютных общественных пространствах на территориях районов, где люди живут. Соседские всевозможные активности, общественные инициативы, связанные с местом проживания, клубы по интересам - все это сосредотачивается именно в жилых районах, там, где человек живет и проводит значительную часть своего свободного времени.

Исследование ВЦИОМ подтверждает это, оно наглядно показало, что в Москве очень большая потребность именно в таких рядовых общественных пространствах. Если мы создаем инфраструктуру для общения людей, мы можем развивать общественные инициативы. Если мы лишаем людей общения, не создаем инфраструктуру, это вытекает в протестные акции.

При построении таких пространств нужно учитывать множество факторов. Все по-разному проводят свое время: кто-то проводит его в баре, кто-то в спортзале, кто-то в парке. И это постоянно меняющаяся среда. Она меняется со временем, с возрастом, со сменой социального статуса. На сегодняшний день дети уже не играют в городки, они по-другому общаются, поэтому нельзя создать некие строгие пространства, которые будут работать всегда, это очень гибкая система, и она должна опираться на исторические и иные особенности района, на состав населения.

Общественные пространства, так же, как, например, жилой комплекс, можно спроектировать, здесь необходима проработанная социальная технология, экспертиза градостроительных проектов. Перед тем, как проектировать общественные пространства, необходим комплекс исследований. В первую очередь, необходимы площадки для диалога с людьми, чтобы понять, что они на самом деле хотят, какие у них потребности, в чем они заинтересованы. И необходим постоянный мониторинг изменений: как меняется среда общения конкретных районов. Здесь ключевую роль играют, как ни странно, социальные сети, именно там сформированы стихийным образом группы и паблики вокруг общих интересов и проблем. Задача архитекторов, проектировщиков, социологов перенести эту полезную активность, создать новую инфраструктуру с учетом той картины общения, которая существует в каждом районе. Она в каждом районе индивидуальна, она в каждом районе уникальна, но мы можем ее видеть.