Показ лайнера предваряла шоу-программа — собравшимся показали видеоинсталляцию, также с короткой программой выступил пианист Денис Мацуев. Такая атмосфера очень впечатлила премьера Медведева, который в ходе своего выступления сказал: "Я поздравляю с этим событием, важным для всей российской гражданской авиации. Сегодня мы впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров. Мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране".

 

Реверансы премьера

 

По словам премьера, "новые проекты в авиастроении по понятным причинам дело не из дешевых".

"Государства, в которых развито авиастроение, их очень немного, — это высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть, поэтому работаем на перспективу и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации", — продолжил Медведев, отмечая заслуги отечественных авиаторов и работающих с ними в кооперации иностранных специалистов. По словам премьера, "новые проекты в авиастроении по понятным причинам дело не из дешевых". Он выразил уверенность, что "это будет очень хорошая машина — экономичная, надежная".

Считается, что на сегодняшний день МС-21 — самый высокотехнологичный гражданский самолет в мире, созданный по лучшим мировым технологиям. Как отметил Дмитрий Медведев, впервые МС-21 должен подняться в небо в 2017 году. Хотя ранее его первый полет был запланирован на конец 2016 года, но было решено его отложить, видимо, для полной проверки его готовности к эксплуатации, передает РИА Новости.

На настоящий момент тот объем инвестиций, который вложен в проект, составляет около 100 млрд рублей. Как пояснил глава ОАК Юрий Слюсарь, "из них около 80% — деньги, которые ОАК получил от государства в виде разной помощи, а 20 млрд рублей — собственные средства корпорации". При этом, общий объем инвестиций еще будет уточнен.

 

Импортозамещение и кооперация

 

Композиты иркутские специалисты освоили еще в далекие времена проектирования уникального самолета с обратной стреловидностью крыла "Беркут".

Уже несколько лет власти России проводят политику импортозамещения, особенно это касается оборонной промышленности. На Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где занимаются строительством МС-21, а ключевую роль играют военные заказы на истребители Су-30СМ и учебно-боевые Як-130, практически все оборудование европейское. Чтобы делать современные самолеты, нужна лучшая техника, способная работать с самыми современными материалами, включая композитные. Доподлинно известно, что композиты иркутские специалисты освоили еще в далекие времена проектирования уникального самолета с обратной стреловидностью крыла "Беркут", так и ставшего историей и площадкой для отработки технологий для военной авиации перспективных поколений.

Семейство магистральных самолетов МС-21 создается в масштабной кооперации российских и зарубежных предприятий. Важно отметить, что первые образцы будут летать на иностранных двигателях Pratt & Whitney PW1400G, но уже сейчас в Летном исследовательском институте имени Громова летающая лаборатория Ил-76 испытывает российскую силовую установку ПД-14, созданную Объединенной двигателестроительной корпорацией. Как говорят в корпорации "Иркут", иностранных элементов в самолете примерно 40%, но их гораздо меньше, чем в Sukhoi Superjet.

 

Силовики ждут

 

Заместитель главы Минобороны Юрий Борисов отмечал, что МС-21 мог бы заменить уходящие в прошлое Ту-134 и Ту-154, используемые ведомством для перевозки людей, а также в качестве "салонов" для руководства министерства и командования войск. Как передает "Газета.Ru", в Минобороны ждут новейший самолет МС-21, потому что "это лучшее, что сегодня есть, самое современное, новейшие технологии, а все аналоги созданы 20 лет назад".

Авиастроители рассчитывают, что силовые ведомства будут покупать машину с опциональным двигателем ПД-14 начиная с 2019 года.

"Это [интерес со стороны госзаказчиков] может быть основой спроса, конечно, их не придется сотнями и десятками измерять, но мы рассчитываем, что он заменит парк Ту-154, Ту-134 и Як-42, которые сегодня активно используют Минобороны, ФСБ и МЧС", — отметил глава ОАК Слюсарь.

Авиастроители рассчитывают, что силовые ведомства будут покупать машину с опциональным двигателем ПД-14 начиная с 2019 года. "ПД-14 в 2017 году сертифицировать будут, два года мы отводим на программу летных испытаний. Пока программа ПД-14 идет в графике. Мы надеемся на более экономичный и экономически выгодный двигатель ПД-14", — подчеркнул Слюсарь.

Стоит отметить, что пассажирский МС-21 смогут при необходимости превратить и в грузовой: есть проект конвертации, как у Boeing 767 и Airbus A320, где просто выпиливается большая боковая дверь для размещения контейнера.

Максимально ОАК рассчитывает выйти на объем производства 72 самолета в год, но этого нужно ждать несколько лет, а пока публике показали лишь первый перспективный лайнер. Задача первого образца — полететь, а первого полета этой машины ждут давно. Для проведения испытаний необходимо несколько самолетов, чтобы быстрее выполнить программу. Так и с МС-21: вторая машина пойдет на статические испытания, следующая — на ресурсные испытания и несколько "стендов".

 

Для емкого сегмента

 

В целом, семейство самолетов МС-21 ориентировано на самый емкий сегмент мирового авиарынка.

В целом, семейство самолетов МС-21 ориентировано на самый емкий сегмент мирового авиарынка. Композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и системы последнего поколения способны снизить эксплуатационные расходы, повысить комфорт для пассажиров и удовлетворить требования перспективных норм по воздействию на окружающую среду.

Разработчики заверили, что МС-21 даст авиакомпаниям возможность сократить время оборота в аэропорту на 20%. Широкий центральный проход и багажные полки поворотного типа позволяют пассажирам быстро и удобно произвести посадку и высадку. Семейство МС-21 включает две модели: МС-21-200 рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 способен поднять на борт от 163 до 211 пассажиров. Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах. На данный момент у "Иркута" есть "твердые" заказы на 175 лайнеров, "мягкие"- на 100 машин. При этом "Аэрофлот" заказал 50 лайнеров, начало поставок — 2018 год.

Алексей Петров