Малый и средний бизнес (МСБ) в России развивается по-прежнему медленно. Риски и преграды, с которыми сталкивается МСБ в нашей стране, к сожалению, перевешивают стимулы к его развитию, а в некоторых сферах, таких как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), и вовсе отсутствуют достойные правила игры для малых предприятий. Так, доля предприятий МСБ в сводном реестре организаций ОПК РФ сегодня составляет всего 3%. Для сравнения, в странах Евросоюза - это более 20%. Квота для малого бизнеса по Гособоронзаказу в США составляет 22%, а через субконтракты - 36%. И хотя руководством страны была обозначена цель – расширить присутствие малых и средних предприятий в ОПК до 20%, создать для них прозрачную и конкурентную среду, в этой сфере до сих пор остается целый пласт нерешенных проблем.
Малый и средний бизнес в первую очередь в радиоэлектронной промышленности делает акцент на выполнение НИОКР по созданию действительно технологически новой, а не усовершенствованной продукции.
О том, как повысить роль малого и среднего бизнеса в ОПК, увеличить их долю в гособоронзаказе, а также повысить конкурентоспособность сектора поговорили участники круглого стола, организованного в Госдуме информационным агентством «Росинформбюро» на тему «Роль и место малых и средних предприятий в системе оборонно-промышленного комплекса РФ». Отметим, что это уже третий круглый стол, который организует ИА «Росинформбюро», на предыдущих затрагивались такие темы, как «Армия, ОПК, СМИ: Реалии, возможности и перспективы», а также «Импортозамещение на предприятиях ВПК и ОПК сегодня».
На сегодняшнем заседании были рассмотрены проблемы работы малых и средних предприятия с ОПК, включая и вопросы сертификации продукции МСБ, закупок МСБ уникального, либо емкого по затратам оборудования, проведение НИОКР, а также такой важный вопрос, как создания профильных кластеров в качестве эффективного инструмента реализации данных задач представителями предприятий ОПК. Примечательно, что последняя тема до настоящего момента ни кем не поднималась.
Модератором круглого стола выступил депутат Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев. Со-модераторами выступили: руководитель информационного агентства «Росинформбюро» Софья Черепанова, директор «Ассоциации кластеров и технопарков», член Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по созданию и производству нового поколения вооружения, военной и специальной техники Андрей Шпиленко.
«Малый и средний бизнес должен активно входить в оборонку»
Открывая заседание, депутат Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев сказал слова, которые можно счесть основным тезисом встречи - малый и средний бизнес должен активно входить в оборонку, и именно этот круглый стол стал первым шагом на этом пути.
«В свое время Сталин озвучил такую мысль, что мы должны воссоздать промышленность, в том числе и оборонную. Сегодня на оборонно-промышленный комплекс выделены большие средства. Планируется, что к 2020 году у нас будет одна из самых совершенных армий в мире. Однако и сейчас мы с вами можем гордиться своими вооруженными силами. Но тем не менее перед нами по-прежнему стоит круг задач, который нужно решать. Речь идет об инновационных технологиях, НИОКР и т.д. Дело в том, что в общем объеме подобных работ МСБ занимает примерно 2%, а в гособоронзаказе – 3%. Этот показатель нужно увеличивать в десять раз»,- заявил Журавлев. Необходимо отметить, что такую цель ставил и президент РФ. Он говорил о том, что у России должны быть предприятия ОПК, которые основываются не только на госкорпорациях, но и на предприятиях МСБ.
Между тем по ряду основных качественных характеристик малые и средние предприятия превосходят флагманов нашего оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о производительности труда, наукоемкости, инновационности, заработной плате, которая более чем в полтора раза превышает среднюю по оборонно-промышленному комплексу.
«Иной раз предприятия МСБ предлагают такие разработки и НИОКРы, которые даже не под силу мощным госкорпорациям», - пояснил политик.
Следует отметить, что малый и средний бизнес в первую очередь в радиоэлектронной промышленности делает акцент на выполнение НИОКР по созданию действительно технологически новой, а не усовершенствованной продукции.
Создание Ассоциации предприятий ОПК
Особое внимание Алексей Журавлев обратил на необходимость создания Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса МСБ.
«Проблема вот в чем, как только у нас появляется малое предприятие в оборонке, которое предлагает качественную продукцию, его сразу же пытается поглотить государственная корпорация. Причем лоббистские силы таких корпораций гораздо выше, чем у малых предприятий», - пояснил Журавлев, добавив, что предложенная Ассоциация смогла бы стать механизмом общего, в хорошем смысле этого слова, лоббирования. «Надеюсь, что в недалеком будущем в гособоронзаказе предприятия МСБ займут достойную позицию», - заключил Журавлев.
Как верно отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, за три года в России в вопросе проблем малого и среднего бизнеса в ОПК толком ничего сделано не было. «Хорошо, что Вы проявили инициативу», - обратился к депутату Госдумы Алексею Журавлеву главред журнала «Арсенал Отечества». При этом он особо подчеркнул, что МСБ не должен производить продукцию конечного военного назначения, малые предприятия должны производит комплектующие. С этим заявлением никто из присутствующих спорить не стал.
Инновационный кластер
В свою очередь директор «Ассоциации кластеров и технопарков», член Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по созданию и производству нового поколения вооружения, военной и специальной техники Андрей Шпиленко рассказал о механизме, который, по его мнению, будет способствовать развитию МСБ в ОПК. Речь идет о механизме поддержки промышленного кластера.
«За этим красивым словом стоит налаживание системы кооперации между так называемым финишером и предприятиями, которые занимаются поставкой комплектующих. 31 июля 2015 года постановлением правительства № 779 было закреплено положение по промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров. В кластер должно войти не менее 10 участников (промышленных предприятий), которые функционально взаимосвязаны между собой. Корень кооперации между участниками кластера состоит не менее чем из 50% выпуска промышленной продукции. Данным кластером должна управлять некая управляющая компания, которая состоит из предприятий, входящих в цепочку поставщиков. Кластеры располагаются на территории субъекта РФ или на территории смежных субъектов РФ. Наша ассоциация провела исследование, сколько есть промышленных кластеров. Естественным образом уже сформировалось порядка 58 кластеров. А сегодня формируется реестр кластеров», - рассказал о механизме поддержки МСБ Шпиленко.
При этом он пояснил, чем инновационный территориальный кластер отличается от промышленного. «Инициатор создания кластера – это не государство, а непосредственно сами предприятия. Если инновационный территориальный кластер сопровождает специализированная государственная организация, то в промышленном кластере инициатором выступают сами промышленные предприятия. Форма поддержки – субсидии участников промышленного кластера. Однако субсидироваться будут проекты, в которых не менее 30% вносит сам участник», - пояснил он, добавив, что главное – это выстроить цепочку кооперации и снизить долю импортозависимости.
Станки есть, нет математиков
Еще одной важной проблемой, на которую обратили внимание участники круглого стола, стала проблема кадров. По мнению экспертов, сегодня существуют проблемы с персоналом. Куда уходят кадры? И чем мы можем их удержать? Вот проблемы, которые требует решения.
Нередки случаи, когда после окончания учебного заведения молодые кадры уезжают за границу. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо реализовывать программы, которые будут привлекать молодые кадры. Например, строить жилье для молодых специалистов или предоставлять им отсрочку от армии.
Между тем руководитель аппарата Экспертного совета Коллегии военно-промышленной комиссии РФ Александр Костин поделился своим видением проблем, которые касаются частного бизнеса.
«Эта проблема уже вышла на политический уровень. Государственно-частное партнерство у нас развивается в ручном режиме без какой-либо платформы. Большой проблемой является отсутствие частного капитала. При этом государство не имеет готовых решений. Для того, чтобы решить эти проблемы, нам формировать юридические поправки, создавать институт независимой экспертизы, вносить поправки в обязательное использование МСБ в условиях наукоемких производств. При этом все мы должны понимать, что после 2020 года увеличиться конкуренция. Надо кооперироваться. В целом я считаю, что нужно выставлять на повестку внятную промышленную политику. В этом вопросе я приветствую политику партии «Родина», - пояснил Костин.
«Условия в ОПК более жесткие, чем в гражданском секторе»
Генеральный директор АО «Центр поддержки инициативных разработок и инновационной деятельности «Полигон» Алексей Антонов обратил внимание на проблему специфических требований, которые разработчики, не входящие в структуру ОПК, не совсем верно оценивают на стадии развития своего бизнеса.
По его словам, условия в ОПК более жесткие, чем в гражданском секторе. «Во-первых, достаточно жесткая регламентация практически на протяжении всего цикла. Второй блок вопросов относится к защите гостайны. Отсюда вытекают специфические условия, которые необходимы для выполнения работ. Третий блок вопросов – это совершение сделки. Со стороны крупных холдингов практика складывается таким образом: первая задача, которая ставится перед персоналом, а можем ли мы перекупить специалиста. Если не можем, давайте создадим условия, когда специалист сам отдаст нам свою разработку. А структура формирования цены в гособоронзаказе не позволяет нам так просто совершить подобную сделку. И еще один важный момент - сложности в привлечении частного бизнеса и финансирования в подобные проекты возникают из-за большого процента риска. Крайне проблематично частному инвестору рассчитать свои риски», - пояснил Антонов.
А вице-президент корпорации «Проект-техника», член правления Виктор Ухов рассказал о том, что их компания проводит все испытания за свой счет, даже государственные.
«Все, что нам нужно – это техническое задание и определенное государственное регулирование наших отношений с Минобороны. Недавно мы создали совершенно новый проект - воздушно-космический летательный аппарат. Сегодня мы подписали меморандум, прошли экспертизу и ждем технических решений. Но, опять же, пока не будет регулирования частного бизнеса с Минобороны, пока перед Минобороны не будут поставлены твердые требования, как реагировать на инициативу, ничего с места не сдвинется», - резюмировал Ухов.
В свою очередь коммерческий директор компании «5.45 дизайн» Владимир Буренин отметил, что предприятиям нужна нормальная площадка и нормальное финансирование.
По мнению заместителя генерального директора МКБ «Компас» Владимира Маслюка, в первую очередь необходимо решить вопросы экономики России. «Нужно создавать экспортный потенциал, а не сырьевой», - сказал он.
В заключении отметим, что проведенная дискуссия обозначила наиболее важные вопросы в теме развития кооперации предприятий ОПК с предприятиями малого и среднего бизнеса. В ходе дискуссии были обозначены проблемы, которые государству необходимо урегулировать. Все участники круглого стола сошлись на том, что России нужны некоррупционные, прозрачные механизмы взаимодействия власти и бизнеса. А председатель партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев призвал участников заседания обратить внимание на работу комиссии по поводу пилотного проекта по кластерам военно-промышленного комплекса на базе предприятий малого и среднего бизнеса.
«Нам нужно создавать Ассоциацию частных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Не будем этот вопрос откладывать в долгий ящик. Все вопросы, которые мы тут поднимали, будут внимательно изучены. Уверен, что вместе мы сможем вывести малый и средний бизнес ОПК на новый уровень развития», - заключил Журавлев.
Алиса Ермакова