Мы можем сколько угодно говорить о том, что США – единственная сверхдержава, и от исхода выборов в ней зависит многое по всему миру, что Америка (в том смысле, как мы его понимали со времен Перестройки) является эталоном, и тому подобные стереотипы. Как бы там ни было, в России даже не столько следили за заокеанской избирательной кампанией, но за её результат – переживали. Потому что именно этот результат дал понять нам, жителям самой большой и холодной страны на свете, что же нужно нам, простым гражданам России, за что мы в действительности болели и за что переживали.

Впрочем, обо всем по порядку.

Американцы, иногда не без оснований считающие себя пупом Земли, незадолго до ключевого для них голосования 8 ноября запустили глобальный сайт и мобильное приложение с опросом, за кого бы проголосовали жители разных стран, будь у них возможность выбирать между Хиллари и Дональдом. В России с 92% симпатий (!) выиграл Трамп, граждане страны голосовали активнее всех в мире (не считая собственно США и соседнюю Канаду), и по симпатиям к Трампу уступили лишь Сербии – там за Трампа проголосовали на один процентный пункт больше. У сербов есть свои «железобетонные» резоны не голосовать за представителя Демократической партии, но почему российские пользователи в большинстве своем поддержали кандидата-выскочку от Республиканской партии, который в начале избирательного марафона казался маргиналом даже для профессиональных американских политологов? Добавим, что примерно такой же уровень симпатий российских граждан к Трампу косвенно подтверждался на десятках других голосований – что в интернете, что на радио.

Пётр Королёв

Пётр Королёв, 

Член правления российской ассоциации политических консультантов.

Прежде, чем рассматривать феномен поддержки Трампа в России, обратим внимание на его основную соперницу – Хиллари Клинтон.

Российские СМИ, проявив в целом не свойственную им объективность, на протяжении не менее полугода рассказали о Хиллари всякое. Что она и выходец из, как бы мы сказали в советские времена, номенклатурной семьи, посещала дорогую школу и училась в элитном американском ВУЗе, где познакомилась со своим будущем мужем, ставшим потом губернатором и президентом. Всегда проявляла активность, занималась адвокатской практикой, правозащитной деятельностью, поддерживала своего мужа во время его работы в качестве губернатора и президента. Стоически выдержала медийный удар из-за связи мужа с Моникой, которая чуть было не привела Билла к импичменту. Далее – предвыборная борьба, проигрыш праймериз Бараку Обаме, работа государственным секретарем в его администрации, бутафорская кнопка «Peregruzka» для выхода отношений России и США на новый уровень. «Арабская весна», Ливия, Ирак… В общем – прекрасная карьера. Но в России, да и в большинстве стран мира, что уж там греха таить, какая карьера как-то не смотрелась, в ней не было какой-то «изюминки», прорыва и, хоть завоеванного тяжелым трудом, но чуда. Типичная советская номенклатура: от инструктора арканзасского горкома комсомола – в члены Политбюро. Скучно.

То ли дело её соперник Дональд.

Выходец из высшей лиги среднего класса, он сделал себя сам. Да, получил наследство, да, шел к высшему посту в США через бизнес, да, разорялся, но снова поднимался и выходил на более высокий уровень. Сам выстроил свою империю недвижимости, и к своим 70 годам мог являться воплощением американской мечты – обойдя профессиональных политиков (и политиканов, что важно), бескомпромиссно шел к своей цели – стать сначала лидером бизнеса, потом – телезвездой, а потом… К исходу седьмого десятка лет своей жизни Дональд Трамп получил почти все, что можно купить в этом мире за деньги.

Да, по меркам политкорректности он не всегда относился к женщинам подобающим образом, ну что же, в России это не компромат. Да, у него много семей, ну так мог же себе позволить – уйти в другую семью, и прежнюю не оставить без денег. Ханжи упрекали Трампа, что его нынешняя жена когда-то снималась в откровенных фотосессиях – ну и что, оказалось, что она чертовски красивая и эффектная женщина, для первой леди в самый раз…

Трамп стал живым воплощением американской мечты. Теперь он ещё стал воплощением мечты русской. Его негативные черты становились почти невидимыми рядом с его свершениями – хоть в бизнесе, хоть в общественной деятельности, хоть в самохвальстве (а куда же без этого!), хоть в манере общения. Он достиг своих вершин без использования административного ресурса, бюджетных денег, связей во властных кабинетах. Он пошел на выборы «по приколу», но уверенно обошел всех, кто был ему конкурентом – от «родственников» до профессиональных «балаболов». Он пёр, как танк, на каждом этапе обыгрывая своих соперников, то собственной репутацией, то неотразимой харизмой, то метким словом, то жестким троллингом.

Соперники ничего не смогли противостоять ему, выставляя в качестве компромата лишь мутные признания каких-то женщин, которых он якобы (в медийном аспекте) когда-то то ли ущипнул за задницу, то ли склонял к сексу за деньги. В России со стороны руководителя такие вольности в порядке вещей, главное, чтобы к открытому принуждению не переходил. Ну так он и не переходил.

А что главный конкурент Дональда? «Рогатая» после Моники, развязавшая не одну войну, выразитель интересов национальных и сексуальных меньшинств и глобальной финансовой олигархии профессиональный политик Хиллари… Имела против Трампа почти все, кроме одного.

Она не была человеком, со свойственными ему слабостями и «сумасшедшенками», а старалась быть функцией. Она пыталась строить свою кампанию именно на своей инструментальной роли, как представителя высшего американского истеблишмента. Но житель Среднего Запада США ей отказал в доверии, почти так же, как половина мира (судя по результатам того же глобального опроса). Американскому «реднеку» оказался важнее «настоящий мужик», чем профессиональный бюрократ из известной династии, за заокеанскими войнами забывающий, что Америке тоже нужно внимание.

Именно этими неоднозначными чертами Трамп понравился не только американцам, но и российским избирателям – они увидели в нем надежду на лучшее для себя, а через нее – мечту, ту самую непонятную и немного пошлую, которая превратилась из американской в русскую.

А каким Трамп станет президентом – уже другая история. Надеемся, бескровная.

Петр Королев