Полученные от России технологии и техническая документация позволили, например, китайской авиационной промышленности совершить качественный скачок  – за сравнительно короткий промежуток времени Китай сумел наверстать 30-летнее отставание в этой области. Вследствие этого в настоящее время в КНР имеется возможность создания всех типов боевых самолётов, в том числе и истребителей 5-го поколения.

 

Технологии и безопасность

 

Однако Китай продолжает покупать российские самолёты и технику, предназначенную для прочих видов и родов войск. Во-первых, отставание в технологиях всё ещё сказывается в отдельных отраслях. В то же авиационной промышленности китайцы продолжают испытывать трудности с созданием современных авиадвигателей с требуемым уровнем надёжности. Во-вторых, хотя российская техника обходится и дороже, но гарантии безопасности государства заставляют наших соседей по Дальнему Востоку не скупиться в этом вопросе.

Так, в ноябре 2015 года было подписано межгосударственное соглашение об изготовлении и последующей продаже Китаю 24-х российских Су-35. По информации от источников в военно-дипломатическом корпусе, сумма контракта составляет примерно 2 млрд долларов, а первая поставка этих многофункциональных истребителей китайским ВВС должна состояться в 4-м квартале 2016 года.

По словам начальника департамента международного сотрудничества госкорпорации «Ростех» Виктора Кладова, «контракт предусматривает как поставку техники, так и то, что языком сленга профессионалов называется «приклад». Это и техника оборудования наземного обеспечения, это и некоторое количество дополнительное резервных авиационных двигателей, это и пакет программ обучения инженерно-технического и летного персонала». К слову говоря, в настоящее время Су-35 покамест состоят только на вооружении российских ВВС.

О вероятности такой сделки и о преимуществах этой машины даже говорилось в докладе Пентагона, опубликованного несколькими месяцами ранее – в мае 2015 года. Бросались в глаза, в частности такие строки: «Для дальнейшего укрепления своих тактических авиационных сил Китай, вероятно, приобретёт у России истребители Су-35, оснащённые передовой радиолокационной системой управления IRBIS».

В том же мае китайские СМИ отмечали, что закупка истребителей Су-35 неизбежна, так как существующие мощности по производству собственных самолетов J-11 не позволяют сократить разрыв по оснащенности от ВВС других стран. А при освещении технических характеристик Су-35 китайцы акцентировали внимание на том, что этот многофункциональный и сверхманёвренный истребитель обладает увеличенным внутренним запасом топлива, что позволит их ВВС беспрепятственно контролировать спорные территории между КНР и Филиппинами или Японией.

 

Техника для стратегических целей

 

Контроль над акваторией и прибрежной зоной руководители Поднебесной относят к числу приоритетных и стратегических целей, особенно в последние годы. Причина не только в спорных территориях, а в том, что именно в прибрежных районах сосредоточена основная часть производственных предприятий и мощностей индустриального Китая. Этим же объясняется и тот факт, что большинство китайских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) большой и средней дальности не только прикрывают многомиллионные города-мегаполисы, но развёрнуты вдоль морского побережья.

В настоящее время китайские «оборонщики» бьются над созданием универсальной интегрированной системы ПВО – её ввод в строй запланирован к 2020 году.  А пока, как говорится, суд да дело, заключаются контракты с Россией… В сентябре 2014 года был заключен контракт на приобретение 6-ти дивизионов ЗРК большой дальности С-400 «Триумф» на сумму более 3 млрд долларов. По мнению экспертов, благодаря приобретению комплексов С-400 Китай сможет контролировать воздушное пространство не только над своей территорией, но и над Тайванем и японскими островами Сенкаку.

Вадим Удманцев