В столице Грузии, на главном вокзале города, политическое руководство страны встречало грузовой состав, который везет 21 контейнер из Восточной Азии - это первый за всю историю грузовой железнодорожный состав, который следует из Восточной Азии в Европу, минуя Россию. В некотором смысле, событие это настолько знаменательное, что ряд экспертов заговорил о том, что Китай России далеко не друг и даже не партнер.

 

Великий шелковый путь

 

Ранее Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Соответствующее соглашение было подписано 28 ноября представителями крупных транспортно-логистических операторов в Стамбуле. 

В документе отмечается, что договоренность была достигнута в ходе презентации возможностей Транскаспийского транспортного маршрута Китай — Турция — Европа. Готовность стать учредителями консорциума, наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics, выразили «КТЖ экспресс» (транспортное предприятие, входящее в состав «Казахстанской железной дороги»), «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», а также Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги»). Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.В рамках проекта в 2016 году из Китая через территорию Грузии в направлении Турции и Европы будут доставлены первые несколько тысяч контейнеров. Кроме того, в следующем году планируется подключить к маршруту Украину для транспортировки грузов в Северную и Восточную Европу.

"В рамках этого проекта в течение будущего года через территорию Грузии планируется перевозка нескольких тысяч контейнеров и таким путем груз из Китая пойдет в направление Турции. Со следующего года груз будет проходить через Украину в Европу. С помощью данного проекта Грузия вновь возвратится к своему историческому пути, что называется "Шелковым путем", — сказал директор дочерней компании "Грузинской железной дороги" Trans Caucasus Terminals LLC Леван Сулаберидзе.

Ранее 30 ноября сообщалось, что экспорт турецких товаров в РФ с января по октябрь упал на 38,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,065 миллиарда долларов.

Напомним, что Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. В июле этого года был запущен первый контейнерный поезд «Nomad Express» по маршруту Китай (Шихези) — Казахстан (Достык-Актау порт) — Азербайджан (Кишлы). Расстояние протяженностью 4 726 км поезд преодолел за 6 суток. Данный маршрут открыт в рамках реализации новой экономической политики Казахстана «Нурлы жол» и китайской инициативы «Новый Шелковый путь». Теперь регулярный контейнерный сервис «Nomad Express» будет продлен до Грузии и Турции. Потенциал контейнерных перевозок по ТМТМ к 2020 году оценивается в 300 тысяч TEU.

 

Кто в плюсе?

 

Безусловно, Китай заинтересован в освоении новых рынков и максимальной экономической экспансии, а в такой борьбе, как говорится, все средства хороши. Как отмечают эксперты, в сложившейся ситуации примечательнее всего то, что к консорциуму «приложил руку» целый ряд дружественных России стран, а это уже посерьезнее, нежели ненадежная "дружба" с Китаем.

Впрочем, как отмечают специалисты, есть основания полагать, что новый Шелковый путь, как бы его сейчс ни нахваливали, может оказаться в реальности не таким уж радужным. В частности, даже оптимистичные планы на 2016 год предполагают, что по новому маршруту будет перевезено несколько тысяч контейнеров, что в сто раз меньше, чем по Транссибу и в 10 тысяч раз меньше, чем по морю. Кроме того, по мнению экспертов, стабильная политическая ситуация на всем маршруте транзита, может кардинально измениться в одночасье — в последнее время мы не раз были такому повороту событий свидетелями, - море с этой точки зрения надежнее.

Впрочем, следует честно признать, что в нынешних нестабильных условиях, связанных с ростом напряженности между ведущими игроками в Евразии, большинство стран постсоветского пространства с огромной надеждой смотрят на китайский проект, рассчитывая с его помощью восстановить собственные экономики. В частнотси, Белоруссия и страны Прибалтики рассчитывают на транзит китайских товаров через свою территорию, что позволит им не только увеличить поступления в бюджет, но и, как считают некоторые аналитики, повысить степень независимости от России.

В Минске не скрывают своей заинтересованности в дальнейшем наращивании транзитных перевозок и готовы стать для Пекина своеобразным торговым хабом. Это подтверждается хотя бы тем, что перевозки в направлении Китая за последний год выросли более чем в 3,5 раза. Все это свидетельствует о том, что Москве предстоит непростая задача - не только дать отпор экономическим тискам, в которые Китай рад ее загнать с полной поддержкой ряда ближайших соседей России, но и удержать союзников, тайно или открыто мечтающих влиться в денежный поток, который сулит сотрудничество с Пекином.

 Ника Бажанова