«В перспективе - создание многоцелевого транспортного самолета, истребителя пятого поколения, ряд проектов в военно-морской области, - напомнил Шойгу. – За 15 лет двусторонняя комиссия по ВТС подтвердила свою эффективность. Сторонами было решено немало сложных задач, достигнуты впечатляющие результаты. Российско-индийское военно-техническое сотрудничество действительно перешло от отношений продавца и покупателя к взаимовыгодному партнерству». По словам Шойгу, сегодня комиссия подведет итоги совместной работы за прошедший год и закрепит первоочередные задачи в документы, проект которого подготовлен экспертами.

Индия - стратегический партнер России в области военно-технического сотрудничества. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), объем фактических поставок российской оборонной продукции в 2013-2014 годах составил $ 5,887 млрд. В общей сложности, российские поставки в финансовом выражении составили 60,02% от индийского импорта оборонной продукции в указанный период. Вооруженные силы этой страны оснащены нашим, а так же произведенным по лицензии в самой Индии российским оружие почти, что на 70 процентов. В Сухопутных войсках их доля составляет - 40%, ВВС - на 80%, ВМС - на 75%.

Однако в последнее время, отношения с Дели не клеились. Ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%, что позволило стране покупать то, что хочется. А в этом плане, у нас оказалось достаточно «белых пятен». В результате Индия стала все чаще обращать внимание не на российскую, а на западную продукцию военного назначения. В итоге, Россия последовательно проиграла несколько крупных тендеров на поставку в эту страну военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Наш самый современный МиГ-35 уступил французскому Rafale, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 - CH-47 Chinook. И это при том, что российская машина более современная - полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.

Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), объем фактических поставок российской оборонной продукции в 2013-2014 годах составил $ 5,887 млрд.

«Обида», если так можно выразиться, копилась давно. Особенно в области проекта создания истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) создающегося на базе российского Т-50. По словам главы индийского военного ведомства Манохара Паррикара, индийскую сторону не устраивали технических характеристик двигателей самолета, параметров его малозаметности, компоновки планера, систем подвески вооружения, а также сроков реализации проекта.

Сократилась и доля участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) с 25 до 13 процентов. Вместо полноправной совместной разработки индийское предприятие будет поставлять для истребителя покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции.

К списку претензий индийские военные добавляют обслуживание FGFA, нежелание России делиться проектной документацией, а также безопасность пилотирования - российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском. А также, пока, не допустила индийских пилотов к возможности протестировать Т-50 в России, чтобы понять стоит ли вообще самолет тех денег, что в него предполагается вложить. Дели инвестирует в проект практически $25 млрд. Впрочем, в конце августа этого года первый заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко заявлял, что эскизно-технический проект российско-индийского истребителя 5-го поколения уже разработан. То есть все вопросы сняты. Полное благодушие в будущем проекта FGFA высказали Сергей Шойгу и Манохар Паррикар.

Что повлияло на потепление отношений? Возможно энергичные действия Москвы на «компенсацию» потерь от индийского экспорта. На этом фоне Россия активизировала свои отношения со стратегическими противниками Индии в регионе: Китаем и Пакистаном. На аэрокосмической выставке AirShow China 2014 в Чжухае Пекину был предложен новейший российский истребитель Су-35 - прямой конкурент индийскому Су-30МКИ. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных под истребитель 5-го поколения Т-50: двигатель 117С с увеличенной тягой и ресурсом, радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. Исламабаду были проданы российские ударные вертолеты Ми-35. Они конечно же с большой натяжкой могут считаться конкурентами американскому AH-64 Apache, но сам факт их появления у Исламабада не оставил Дели в покое.

Индия также обозначила свое желание приобрести зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» (первым зарубежным покупателем этой системы станет Китай).

Эту обеспокоенность Манохар Паррикар продемонстрировал еще накануне визита в Москву, когда подробно, обрисовал индийским журналистам сферу интересов Индии в России. Оказалось, что Дели намерен наладить у себя производство российских вертолетов Ка‑226Т. Как сообщала в августе газета «Экономик таймс» со ссылкой на источники в министерстве обороны страны, стороны уже договорились о совместном производстве 200 таких машин. Страна готова, купить 149 БМП-2 для нужд армии, которые будут произведены на индийских предприятиях по российской лицензии. Приняла решение о приобретении в дополнение к ранее закупленным 3 самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50ЭИ 2 новых машин этого типа. Может быть решен вопрос с приобретением 100 противокорабельных крылатых ракет Х-35.

Индия также обозначила свое желание приобрести зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» (первым зарубежным покупателем этой системы станет Китай). По данным источника газеты «Таймс оф Индиа», командование национальных ВВС внесло предложение в правительственный комитет по оборонным закупкам приобрести у России порядка 12 комплексов С-400. В области военно-морской техники, как сообщает ТАСС-ДИФЕНС, начались переговоры по передаче Индии в лизинг еще одной атомной подводной лодки проекта 971 - К-332 «Кашалот». Источник в ОПК отметил, что данный вопрос будет рассматриваться в ходе визита в Россию премьер-министра индии Нарендры Моди в декабре 2015 года. Дели подтвердил свое желание купить 3 фрегата проекта 11356 строящихся на заводе «Янтарь» в Калининграде. Совсем недавно, из-за проблем с поставками силовых агрегатов к ним с Украины от их покупки отказался российский ВМФ.

«Стороны позитивно оценили ход работ по проектированию перспективного многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолета, лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и танков Т-90С, реализации программы по созданию и производству ракетных комплексов «БраМос», модернизации самолетов МиГ-29 и подводных лодок проекта 877ЭКМ», - сообщили по итогам переговоров министров в Минобороны России. Похоже, что за этими словами стоит куда больше смысла, чем констатация одного только факта - Индия и Россия, снова, становится стратегическими партнерами. А это значит, что перспектива сотрудничества у Москвы и Дели просматривается на годы вперед.

Дмитрий Литовкин