Суррогатное материнство является одной из наиболее актуальных и горячо обсуждаемых тем в современном обществе. Когда в обществе всплывает вопрос, можно или нельзя, стоит или не стоит использовать такую репродуктивную технологию в качестве метода лечения бесплодия, возникают большие споры. При этом многие специалисты отмечают, что применение данного метода недостаточно регламентировано действующим законодательством.

На тему правового регулирование суррогатного материнств в четверг в Госдуме состоялся Круглый стол, где участники – депутаты Госдумы, представители Минздрава, Минюста, органов государственной власти, а также Русской Православной Церкви, ученые и эксперты обсудили состояние российского законодательства в части регулирования вопроса суррогатного материнства и его семейно-правовой аспект.

Свой доклад председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Мизулина Елена Борисовна начала с того, что данная тема является действительно актуальной. Ее горячо обсуждают как абсолютные сторонники применения суррогатного метода оплодотворения, ссылающиеся на практику других стран, так и ярые противники, которые считают, что введение такого института приведет к тому, что женщины перестанут самостоятельно рожать, а дети будут выступать в качестве товара.

 елена мизулина

«На практике нередки случаи, когда генетические родители отказывались от детей, рожденных суррогатным способом, заказывали по несколько детей от разных суррогатных матерей, и судьба ребенка являлась совершенно неопределенной».

При этом Мизулина отметила, что тема является весьма коллизионной. Наиболее значимыми на сегодня проблемами, по ее мнению, являются: отсутствие законодательного регулирования условий и порядка метода искусственного оплодотворения, противоречивость положений Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в части касающейся права суррогатной матери на материнство, а также неопределенность правовых последствий в случае отказа родителей, давших согласие на применение суррогатного материнства.

«На практике нередки случаи, когда генетические родители отказывались от детей, рожденных суррогатным способом, заказывали по несколько детей от разных суррогатных матерей, и судьба ребенка являлась совершенно неопределенной», - отметила докладчик.

Для решения этой проблемы участники Круглого стола предложили в случае такого отказа родителей от ребенка, передавать его суррогатной матери с ее согласия. А в случае отказа последней, ребенок признается оставшимся без попечения родителей и передается на попечение государства. Некоторые юристы отмечают, что в гражданском праве такое право передачи носит название «Выморочное имущество».

По мнению председателя Комитета, применение суррогатного материнства не является исключительно медицинским методом. Его применение имеет этическую, нравственно-религиозную и семейно-правовую основу.

 

Показания для противопоказаний

 

В настоящее время в Российской Федерации суррогатное материнство допустимо только по медицинским показаниям при условии стойкого бесплодия, болезни супругов и опасности естественного способа рождения для здоровья ребенка или матери, факт супружеских отношений не является обязательным для применения метода суррогатного материнства.

Из 691 проведенных процедур суррогатного материнства, появилось на свет около 248 детей.

По оперативным данным, которые привела директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Байбарина Елена Николаевна, из 691 проведенных процедур суррогатного материнства, появилось на свет около 248 детей. При этом из 1 тысячи семей (применивших суррогатное материнство) – 8 не состояли в браке.

На практике встречаются случаи признания права на применение «суррогатного материнства» и для одиноких женщин, и даже для «одиноких» мужчин. По мнению докладчика, такая норма требует доработки: необходимо считать суррогатное материнство исключительной, крайней мерой решения проблемы бесплодия супружеской пары. При этом, отмечает Мизулина, необходимо запретить применение такого метода одиноким женщинам и одиноким мужчинам, а разрешить его только супружеским парам в качестве борьбы с бесплодием.

 

Глагол «запретить» нельзя запретить

 

Не менее важной проблемой является коммерческое суррогатное материнство и посредническая деятельность. По мнению депутатов, эту меру необходимо запретить и разрешить применение суррогатного материнства только в государственных и муниципальных медицинских организациях.

Жириновский заявил, что нельзя запрещать суррогатное материнство, а законодательство необходимо упростить

Сторонники применения суррогатного метода оплодотворения считают, что такая мера является недопустимой, поскольку нарушаются права частного сектора. В качестве абсолютного сторонника названного метода выступил лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что нельзя запрещать суррогатное материнство, а законодательство и тем более медицинские термины необходимо упростить. В качестве примера депутат предложил переименовать термин «Суррогатное материнство» на более простой, понятный обычному гражданину – «Замещение материнства». «А термин «Экстракорпоральное оплодотворение, я даже выговорить не могу, пусть называется так - «Искусственное оплодотворение», - добавил он. Чего зря язык ломать.

 

Судебная тяжба

 

На мероприятии г-жа Мизулина также предложила ввести норму, которая разрешает быть суррогатной матерью только родственнице одного из супругов, имеющей документы подтверждающие родство.

Эксперты отметили, что на практике доказать родство не всегда возможно

Обсуждая такое предложение эксперты отметили, что на практике доказать родство не всегда возможно. Для этого нужно будет либо делать генетический анализ, либо обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факту признания родства. На практике такой судебный процесс занимает, по меньшей мере, полгода и теряется драгоценное время. Кроме того, остается главный вопрос, а как быть тем, у кого нет родственников. Поэтому данная норма требует тщательной проработки.

 

Морально-этический аспект

 

Противники применения метода суррогатного материнства отмечают, что вводя такой институт, депутаты не учитывают этический аспект. Главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Биоэтика и правовые проблемы здравоохранения» Силуянова Ирина Васильевна считает, что легализацию суррогатного материнства можно расценивать как превращенную форму торговлей людьми.

 протоиерей дмитрий смирнов

«Это бунт против Бога, очень веселый фашизм: договор - деньги - отъем ребенка».

Отношение Церкви к институту суррогатного материнства является отрицательным. Так, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов согласен с мнением тех, кто считает, что суррогатное материнство нужно запретить. Как ранее отметил священник, суррогатное материнство - «это бунт против Бога, очень веселый фашизм: договор - деньги - отъем ребенка».

По мнению представителей Церкви, суррогатное материнство может привести к разрушению семьи, а законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей.

К сожалению, нужда заставляет идти людей на этот шаг, а если государство не вправе запретить такой способ репродукции, то возникает необходимость законодательного закрепления их прав на это. Ограничений и правовых коллизий в решении вопросов суррогатного материнства – масса. Бесспорно, все их надо решать. В первую очередь для этого необходимо прорабатывать нормы как гражданского, так и семейного законодательства. Но, принимая те или иные решения, необходимо помнить, что главными должны оставаться интересы самого ребенка.

 

Алиса Ермакова