В корпорации "Миг", которая разрабатывает МиГ-35, постоянно называют разные сроки подписания соответствующего контракта с российским Минобороны. Одной из причин сложившейся ситуации может являться то, что предприятие не в силах реализовать все требования, заявленные военными.

 

Опытно-конструкторская работа и испытания

 

Глава компании-разработчика самолетов МиГ-35 Сергей Коротков заявил, что летные испытания первых опытных легких истребителей четвертого поколения, которые создаются для оснащения ВКС России, начнутся уже в 2016 году. В феврале 2016 года появилась информация, что контракт с Минобороны на поставку таких самолетов будет подписан в текущем году, но до этого в компании "Миг" заявляли, что подписание состоится в конце 2015 года. Если бы соглашение было заключено в эти сроки, то военное ведомство получило бы первую серию истребителей в период с 2017 по 2020 год.

Для подготовки пилотов новых истребителей специалисты РСК "МиГ" разработали современный тренажер с необходимой для обучения 3D-визуализацией.

По словам Короткова, контракт на опытно-конструкторскую работу (ОКР) на МиГ-35, который был заключен с министерством еще в марте 2015 года, сейчас находится на стадии реализации. Причем первый этап работы - защита эскизно-технического проекта - был успешно принят военным ведомством. Сейчас корпорация "Миг" работает в соответствии с графиком контракта на ОКР. Самолет находится на заключительном этапе сборки и уже в 2016 году будет собран и показан заказчику в лице Минобороны для проведения летных работ.

Известно, что летные испытания будет проходить не один самолет, а сразу несколько, хотя точная цифра не называется. Как рассказал Коротков, у разработчиков самолета есть довольно мало времени, а одним самолетом достаточно трудно провести испытания. В советские времена в программе испытаний участвовали до 20 самолетов, сейчас таких ресурсов нет. В испытаниях будут участвовать точно не 20 истребителей, но их количества при этом будет достаточно, ведь большой объем испытаний МиГ-35 уже отлетали в рамках других контрактов.

 

На что способен самолет

 

В корпорации объяснили, на что способен разрабатываемый специалистами предприятия новый легкий истребитель. МиГ-35 представляет собой многофункциональный авиационный комплекс, который решает определенный круг боевых задач. Основные назначения истребителя - поражение целей "воздух-воздух", "воздух-земля" и "воздух-корабль". МиГ-35 обладает необходимым комплексом радиоэлектронного оборудования для применения всех средства авиационного поражения, которые сегодня есть, по воздушным, наземным и надводным целям.

МиГ-35 воплотил в себе все лучшее, что ему досталось от предшественника - истребителя МиГ-29, разработанного еще во времена СССР. Но радиус его действия нового истребителя в 1,5 раза превышает аналогичный от 29-й машины. Эту характеристику впоследствии можно улучшить, если использовать подвесные топливные баки. Также известно, что истребитель МиГ-35 будет оснащен бортовой РЛС "Жук" с активной фазированной антенной решеткой.

Для подготовки пилотов новых истребителей специалисты РСК "МиГ" разработали современный тренажер с необходимой для обучения 3D-визуализацией. На подобном тренажере пилоты могут проходить подготовку к работе на самолетах МиГ-29 и МиГ-35 всех типов, в том числе в их корабельном варианте. Тренажер полностью имитирует условия посадки на палубу и сложности при дозаправке топливом в воздухе. Вместе с этим учебный комплекс позволяет отрабатывать применение всех видов оружия, которыми оснащаются истребители.

Легкий истребитель МиГ-35 по сути не является самолетом пятого поколения, но уже имеет ряд характерных особенностей, присущих новому поколению боевых машин. К таким характеристикам можно отнести малозаметность, многофункциональность, а также определенные требования к кабине пилота и эргономическому устройству. Представитель компании-разработчика МиГ-35 сообщил, что специалисты предприятия уже используют аэродинамическую компоновку. Истребитель сможет развивать скорость в 2,32 Маха, а его максимальная высота полета (потолок) составляет 19 тыс метров. Машина способна одновременно захватывать до 10 целей и поражать от 4 до 6 наиболее опасных из них.

 

Опасения Минобороны

 

Еще в 2013 году было известно, что сумма контракта на серийную поставку МиГ-35 для Минобороны должна составить около 37 млрд рублей за учтенные программой перевооружения 37 самолетов. Тогда же замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов говорил, что военное ведомство переносит закупки МиГ-35 с 2013 на 2016 год из-за неготовности промышленности. Представитель производственного комплекса корпорации "МиГ" рассказал, что нынче заявлено уже более 37 самолетов в серии.

Самолет находится на заключительном этапе сборки и уже в 2016 году будет собран и показан заказчику в лице Минобороны для проведения летных работ.

Представитель завода, где собирают новейшие МиГ-35, пояснил, что решение о запуске серии будет принято по результатам полетов на опытных самолетах, которые должны быть проведены в текущем году. На предприятии уверены, что серия будет запущена в производство, особенно учитывая положительный опыт боевого применения МиГ-29 и параметров нового МиГ-35, хотя контракт до сих пор не был подписан.

Как пояснил источник в Военно-промышленной комиссии, заключение контракта в ближайшее время маловероятно в связи с опасениями, что испытания МиГ-35, в том числе и летные, будут завершены не в срок. А вот финансовый вопрос в данном случае не имеет значения. Так что о дате начала поставок говорить еще рано.

Помимо этого, не был подтвержден облик нового самолета. После определенных исследований проекта самолета в Минобороны поняли, что производители смогут предложить только имеющийся уже вариант того, как МиГ-35 будет выглядеть, никаких иных вариантов не предусмотрено. И такой вариант не совсем подходит военному ведомству. Фактически, предложенный вариант самолета является просто-напросто экспортным вариантом МиГ-29, а военные хотели чего-то большего. Тендер на новый самолет проводился в Индии, подтвердил Сергей Коротков, то есть конкурс был проведен с точки зрения международных требований. В РСК "МиГ" считают, что выполнили международные требования, а также учли требования Минобороны.

Алексей Петров