В Госдуму 3 мая внесен законопроект, предусматривающий передачу полномочий по аккредитации операторов технического осмотра Росаккредитации – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции национального органа по аккредитации.

Как сообщили в пресс-службе Совфеда, сенаторы внесли законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Среди авторов законодательной инициативы – председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, сенаторы РФ Ольга Забралова, Валерий Васильев, Игорь Зубарев, Валерий Пономарев, Ахмат Салпагаров.

По словам Андрея Кутепова, автора поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств» и другие законодательные акты, в ходе мониторинга правоприменительной практики выявлен ряд проблем системного характера в сфере организации и проведения техосмотра транспортных средств (ТО ТС). Так, в настоящее время он осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков - Российским союзом автостраховщиков (РСА).

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «транспортное средство допускается к участию в дорожном движении при наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)". В свою очередь, для заключения договора ОСАГО владелец должен представить страховщику диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности. Таким образом, полномочия по проверке факта прохождения техосмотра, наличия диагностической карты и, соответственно, по допуску ТС к участию в дорожном движении переданы страховым компаниям.

Как пояснили в Совфеде, согласно действующему законодательству, прохождение ТО для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, не требуется - с оговорками, указанными в законе о техническом осмотре. Однако оно остается обязательным для такси, автобусов и грузовиков, а также для личных машин при использовании их в качестве служебного транспорта, для перевозок пассажиров и в ряде других случаев.

Андрей Кутепов подчеркнул, что основная задача страховщиков - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств. Вопросы обеспечения проведения техосмотра и осуществления контроля за деятельностью операторов не являются их профессиональной сферой.

«То есть РСА занимается несвойственной ему функцией. В результате производственные аспекты деятельности операторов техосмотра остаются вне сферы контроля, что способствует созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении ТО и дискредитации самого института технического осмотра», - считает сенатор.

Он привел официальную статистику ГИБДД России, которая свидетельствует о существенном увеличении числа дорожно-транспортных происшествий с участием технически неисправных ТС.

Законопроектом предлагается передать полномочия по аккредитации операторов техосмотра, по ведению реестра операторов ТО от Российского союза автостраховщиков Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация), сказал Андрей Кутепов.

Также, Росаккредитации передаются полномочия по осуществлению контроля за деятельностью операторов ТО. Это , по мнению разработчиков законопроекта, позволит исключить коррупционную составляющую в системе проведения техосмотра, усилит государственный контроль основных процессов, связанных с проведением ТО и эксплуатацией транспортных средств, а также поможет снизить уровень аварийности с участием технически неисправных ТС.

Кроме того, в целях формирования взвешенного, экономически обоснованного тарифа за оказание услуг по техосмотру во всех регионах законопроектом изменяется порядок его формирования. Вводится базовый размер платы и ценовые пределы за проведение ТО, отметил законодатель.