В понедельник с утра страна узнает своих героев, а в штабах партий-участников, которых в этом году, напомним, вдвое больше, чем в прошлый раз – четырнадцать, начнется «разбор полетов». Выборы – дело затратное, а значит, кому-то придется отвечать за то, что поставленные цели не были достигнуты. В первую очередь речь о тех, кому в ходе этой скоротечной кампании пришлось возглавлять избирательные штабы. Кстати, очень немногие (если не брать в расчет узких специалистов), знают имена героев, кто отвечает за ход кампании в той или иной партии. Попробуем частично восполнить этот пробел.

Руководить избирательной кампанией партии, чей список возглавляет действующий премьер-министр, а главным агитатором (пусть и невидимым в соответствии с требованиями действующего законодательства) является глава государства, дело непростое. Возможно, именно с этим связана настоящая путаница вокруг избирательного штаба «Единой России».

С разницей буквально в неделю в середине июля разные СМИ сообщили общественности две разные версии. В соответствии с первой, единороссы вообще решили не создавать предвыборный штаб, возложив эту миссию на партийный исполком. «Нам шашечки или ехать? Работа идет? Идет! Зачем огород городить?» — говорил «Коммерсанту» секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов.

Через неделю же появилась вторая версия: штаб все-таки есть, в него был преобразован оргкомитет, который занимался так называемыми «праймериз». Ну, руководителем стал тот самый Сергей Неверов, ранее яростно отрицавший само существование этой структуры. Выходец из Кемеровской области, один из руководителей президиума угольных профсоюзов Кузбасса и Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности уже имеет опыт руководства избирательной кампанией партии власти – тот же самый пост он занимал и пять лет назад. Любопытно, что и на посту секретаря Генсовета, и в должности руководителя избирательного штаба он сменил Вячеслава Володина, ныне первого заместителя руководителя администрации Президента.

Если Сергей Неверов является депутатом Государственной думы последних четырех созывов (причем первый раз в 1999 году он избирался от Кемеровской области как одномандатник), то его коллега-коммунист Иван Мельников заседает в нижней палате парламента без перерыва, начиная с 1995 года, то есть уже третий десяток лет. И явно готовится продлить свое пребывание там еще на пять лет. Шестое место в общефедеральной части списка дает ему все основания надеяться на такой исход.

Любопытно, что несколько лет назад СМИ активно обсуждали конфликт внутри руководства Компартии, и называли главным противником Зюганова именно Мельникова. Якобы в партии существовало несколько течений -- державно-патриотическое во главе с Зюгановым и прогрессистское (то есть выступающее за союз, в том числе, и с либералами) под руководством Мельникова.

Так это или нет, сказать сложно – кто ж нам правду-то расскажет. Факт в том, что разговоры о противостоянии постепенно сошли на нет, и Мельникову снова поручено вести партию на выборы. Другое дело, что рано или поздно вопрос смены лидера Компартии встанет на повестку дня. Возможно, тогда Иван Мельников и вспомнит о своих былых амбициях. Почему бы и нет – в конце концов, он моложе Зюганова на целых пять лет.

Вопрос преемственности в перспективе маячит и перед ЛДПР. Конечно, не получается представить эту партию без Жириновского, но все когда-нибудь случается. Разговоры о том, что так называемая «президентская квота» в Совете Федерации была введена именно для почетной пенсии лидеров КПРФ и ЛДПР возникли не на пустом месте. Хотя Владимир Вольфович, судя по тому, как он ведет избирательную кампанию, еще вполне бодр и полон сил. Хотя не так давно, говоря о возможном участии в президентских выборах в 2018 году, он впервые заявил о наличии целого «пула» преемников.

Были названы четыре фамилии: Игорь Лебедев, Алексей Диденко, Михаил Дегтярёв, Ярослав Нилов. При этом глава ЛДПР, как всегда скромно, заметил: «Чтобы меня заменить, надо быть лучше меня» и предположил, что, скорее всего, пойдет на выборы сам. Ну а кто будет руководить его кампанией 18 года, равно как и то, кто руководит штабом ЛДПР сейчас, на самом деле, не важно. Это тот самый случай, когда все знают, кто на самом деле всем «рулит» и принимает решения.

У четвертой парламентской партии – справедливороссов - кампанию в прошлый созыв Думы, когда они набрали, по общему признанию, незаслуженно много голосов, вел Олег Михеев. За прошедшие пять лет он, впрочем, отметился лишь тем, что набрал долгов на астрономическую сумму почти в 10 миллиардов рублей и стал первым в нашей стране депутатом-банкротом.

То ли руководство эсеров испугалось, что вслед за Михеевым обанкротится и вся партия, то ли верх взяли какие-то иные соображения, но сейчас кампанию СР ведет выходец с Урала Александр Бурков, занимающий пост секретаря Президиума Центрального совета партии по вопросам организации и проведения избирательных кампаний. Правда, помимо общефедеральной кампании Буркову приходится заниматься еще и своей персональной – он баллотируется в Думу по Нижнетагильскому одномандатному избирательному округу. В какой ипостаси результат его деятельности будет лучше – узнаем 19 сентября.

Либеральная часть российского общества с придыханием следит за избирательной кампанией Яблока и ПАРНАС, лелея надежду, что хоть кто-то из них переползет хоть какой-то из установленных законодательством барьеров (их, напомним, два – 3% и 5%). Вопрос о том, почему бы этим двум субъектам избирательного процесса было не объединиться, мы оставим за скобками этого материала – похоже, это не очень понимают и в самих партиях. Социологи, пока у них была такая возможность, рисовали обеим либеральным партиям, мягко говоря, не выдающиеся перспективы, а значит, в ближайшем будущем нас ждет увлекательное зрелище – очередной раунд разборок на тему «почему нас не выбирают».

Избирательной кампанией партии Явлинского, который, казалось, давно покинул сцену большого политического театра, но неожиданно решил тряхнуть стариной, заведует Михаил Ступаков. В политике, как утверждает официальный сайт Яблока, этот молодой (1976 года рождения) человек аж с 1995 года. Однако никаких сколько-нибудь заметных следов его политической деятельности обнаружить не удалось. Остается довольствоваться сухими строчками биографии все на том же сайте: «Руководил избирательными кампаниями разных уровней – от муниципальных и региональных до федеральных. Вся деятельность по организации выборного процесса была связана с Григорием Явлинским и партией Яблоко».

Такую же похвальную верность своему руководителю демонстрирует и руководитель избирательной кампании ПАРНАС Константин Мерзликин. Вот только руководитель у него постатуснее (был когда-то) – Михаил Касьянов. Как Михаил Михайлович стал в 1999 году главой Минфина, так с тех пор они и неразлучны.  Помощник Министра финансов Российской Федерации, руководитель Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель Секретариата Председателя Правительства Российской Федерации, и, наконец, как венец карьеры - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации. В общем, одной веревочкой связаны.

Главная задача Мерзликина на этих выборах – доказать, что известное всей стране прозвище господина Касьянова не является электоральным потолком для возглавляемой им партии. Задача, прямо скажем, не из легких.

На патриотическом фланге наибольший интерес вызывает партия «Родина», сумевшая, в отличие от других непарламентских партий, сформировать довольно неплохую федеральную десятку. Получение заветных 3% на этих выборах (в этом случае включается госфинансирование) – вопрос выживания политорганизации. Насколько по силам эта планка – покажет будущий понедельник. Стратегию кампании «Родины» на думских выборах готовили советник председателя партии Людмила Екименко и политолог Владимир Кудашов. Основная агитационная функция легла на дебаты центральных телеканалов, где, можно сказать, были открыты два новых политика социал-патриотического толка – Игорь Коротченко и Федор Бирюков, их яркие и часто провокационные выступления привлекли больше всего внимания журналистов. Вопрос, убедили ли избирателей. Но, как говорится, выборы покажут.