Правительство придумало новый метод в борьбе с коррупцией. Оно решило сформировать реестр государтсвенных служащих, которые были уволены в связи с утратой доверия. Как сообщает «Коммерсантъ», создание такого списка прописано в законопроекте, опубликованного на портале нормативных актов Министерство труда и социальной защиты. Документ будет проходить общественное обсуждение до февраля.

Отметим, что за первую половину прошлого года более 160 чиновников были уволены «по утрате доверия». Как ранее рассказал глава администрации президента Сергей Иванов, в 2014 году 3700 чиновников получили дисциплинарное наказание после проверки их деклараций о доходах и расходах, а уголовному наказанию подверглись 500 сотрудников правоохранительных органов, из них 136 судебных приставов и 28 таможенников.

Обмануть не получится!

 

Многие зададутся вопросом, а в связи с чем возникла необходимость создание такого перечня? Все просто. Необходимость сбора информации об уволенных в связи с утратой доверия чиновников и внесение их в «черный список» продиктована тем, что эти чиновники при последующем трудоустройстве могут пытаться скрыть причину увольнения.

Обратимся к тексту пояснительной записки: «Принимая во внимание, что запись о наложении взыскания вносится в трудовую книжку, возникают риски, при которых при последующем трудоустройстве данная информация может быть скрыта претендентом на замещение соответствующей должности».

Таким образом, авторы законопроекта пришли к мнению о том, что новый реестр позволит работодателям сформировать объективное мнение о личных качествах должностных лиц на предмет соблюдения ими требований законодательства о противодействии коррупции, а также этических норм. Тем не менее, пока нет сведений о том, насколько открытым будет данный реестр.

Известно лишь, что такой список позволит нанимателю при отборе получить информацию о соблюдении кандидатами закона о противодействии коррупции, а также этических норм. Плюс в том, что работодатель сможет составить объективное мнение о личных качествах должностных лиц.

Согласно законопроекту, под действие новой меры подпадут госчиновники любого уровня, муниципальные служащие, работники Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД, Центробанка, военнослужащие и таможенники.

Говоря об эффективности

 

Напомним, что с 2009 года в России действует Закон «О противодействии коррупции». Он регламентирует основные направления борьбы с коррупционными проявлениями и порядок контроля деятельности госслужащих. Как ранее заявил в интервью «Российской газете» председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, за три года работы в Следственный комитет поступило свыше 120 тысяч сообщений о коррупции. По ним возбуждено более 60 тысяч уголовных дел. В производстве следователей было свыше 75 тысяч уголовных дел. А в суд направлено 25 тысяч дел, в том числе 142 уголовных дела в отношении организованных преступных групп и 11 - в отношении преступных сообществ.

С одной стороны, указанные цифры свидетельствуют о том, что вроде бы правоохранительные органы стали работать немного активней. С другой стороны, само количество коррупционных преступлений не уменьшилось, следовательно настала пора изменений.

Летом прошлого года с заявлением о необходимости внести поправки в УК РФ выступила Генеральная прокуратура. По ее мнению, наказывать нужно не только за дачу или получение взятки, но и за согласие принять взятку, обещание дать ее, а также за требование взятки.

Прокуратура не называет, что именно будет служить по данному делу доказательствами. Можно предположить, что ими могут стать свидетельские показания, зафиксированное требования или обещание на бумажном или электронном носителе, запись разговора и т.п. То есть только то, что прямо указывают на виновность лица в совершении такого преступления. Однако на практике нередки случаи фальсификации подобного рода доказательств. Более того, настораживает простота и доступность такой фальсификации.

В декабре 2014 года часть россиян выступила за полную реализацию в стране Конвенции ООН против коррупции, а именно внесение в Уголовный кодекс РФ наказания за незаконное обогащение: когда чиновник не может объяснить происхождение своих активов законными доходами. Однако некоторые эксперты уверены, что даже если Госдума полностью ратифицирует статью 20 Конвенции ООН против коррупции и включит в Уголовный кодекс статью «Незаконное обогащение», на деле проверить соответствие расходов чиновников их доходам будет фактически невозможно.

Алиса Ермакова