29 октября – последний день, когда Россия может принять решение о реструктуризации трехмиллиардного украинского долга.  Накануне премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что в случае отказа Москвы, Киев вообще не будет погашать свою задолженность.  Такой открытый шантаж вряд ли заставит Москву пойти навстречу Киеву.

 

Единственный отказ

 

 

Арсений Яценюк пригрозил Москве ввести мораторий на выплату госдолга. Особо премьер-министр подчеркнул, что Украина «не может относиться к России иным образом, нежели к остальным международным кредиторам».

Украинские власти действительно заключили соглашение с кредиторами. Сделку по реструктуризации и списании части госдолга поддержали более 75% участников комитета кредиторов. Это означает, что в ближайшие четыре года Украина имеет право не погашать задолженность перед ними.

«Все кредиторы большинством приняли решение о списании долгов Украине общим объемом $3 млрд и соответствующей реструктуризации долгов на общую сумму еще $8,5 млрд», - пояснил Арсений Яценюк.

По данным Минфина Украины, Россия осталась единственным из держателей украинских еврооблигаций, кто не принял предложенные Киевом условия по реструктуризации долга.

Соглашение предполагает списание около 20% долга (от общего в около $19,3 млрд) и перенос сроков погашения не подлежащей списанию части долга с 2015–2023 на 2019–2027 годы. Однако позднее часть владельцев облигаций, срок погашения которых наступает уже в сентябре—октябре 2015 года (общая стоимость таких облигаций превышает $1,1 млрд), заявили о несправедливости условий сделки и предупредили о том, что могут заблокировать сделку Украины с кредиторами, передает РБК.

 

«Юридическая война»

 

Украина уже неоднократно грозила России началом «юридической войны». Как заявлял Яценюк, Киев готов к «судебному рассмотрению дела».

«Правительство Украины официально заявляет, что Россия не получит ни при каких обстоятельствах лучших условий, чем получат другие кредиторы. Это их решение. Или принимаете наши условия, или лучших условий вы никогда не получите», — говорил Яценюк в конце августа на заседании правительства.

Ранее президент Украины Петр Порошенко заявлял, что долг перед Россией не будет погашаться на «более привилегированных», по сравнению с другими кредиторами, условиях

«Ни при каких обстоятельствах Россия не будет поставлена в более привилегированные условия, чем другие кредиторы Украины. Россия должна до конца года определиться — она умная или она красивая», — говорил Порошенко.

А ранее Украина вообще заявила о намерении потребовать с России не менее триллиона за Крым и Донбасс. Правда, валюту, о которой идет речь, Яценюк  так и не назвал, но СМИ единодушно решили, что премьер-министр имел в виду доллары. Еще в июне украинская пресса писала о том, что власти подали иск к России в Европейский суд по правам человека. Требуемая компенсация тогда составила триллион гривен.

Впрочем, как заявил Яценюк, сумма еще будет уточняться. Финальная сумма убытков, которую Украина потребует от России, будет названа на стадии рассмотрения дела в ЕСПЧ, пояснил премьер. "Поэтому мы готовы, в том числе, и к юридической войне с РФ... Напомню, у нас есть два ключевых кейса, и эти два юридических дела касаются как российской аннексии Крыма, так и российской интервенции Донецка и Луганска", - отметил он.

«Крым - это территория России. Донбасс - это территория Украины. Причем тут 1 триллион? Не ясно», - прокомментировал ситуацию  пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

 

На грани дефолта

 

Российские власти к выходкам Украины остаются спокойными. Решения своего Москва менять не намерена: если в декабре Украина не выплачивает госдолг, Россия обращается в международные арбитражные суды, а также непосредственно в Международный валютный фонд.

А между тем, 26 октября Украина фактически договорилась о предоставлении третьего транша макроэкономической помощи со стороны США. Об этом после встречи с президентом Украины Петром Порошенко объявила министр торговли США Пенни Прицкер.

«Мы, Соединенные Штаты, наши союзники и международные финансовые институты готовы поддерживать ваши усилия по улучшению инвестиционного климата, интеграции Украины в глобальную экономику и переходу страны на путь самостоятельного роста. Как часть этой поддержки я рада объявить, что президент в сотрудничестве с конгрессом намерен осуществить действия в отношении третьей одномиллиардной гарантии для Украины в следующем месяце», – цитирует слова Прицкер «Независимая газета».

Пока же украинская экономика поддерживается в первую очередь за счет сотрудничества с МВФ, и если фонд вдруг примет решение свернуть программу помощи – это станет ударом для финансовой системы Украины. В частности, на прошлой неделе стало известно, что МВФ будет готов приостановить программу финансирования Украины из-за разработанного профильным комитетом Верховной рады проекта налоговой реформы. Законопроект не понравился экспертам фонда и постоянному представителю МВФ в Украине Жерому Ваше. Он категорически рекомендовал не вносить в Раду на регистрацию данный законопроект, указывая, что в противном случае программа помощи Украине может быть приостановлена.

Что же касается России, то она обязана инициировать вопрос о признании Украины дефолтным государством в случае отказа Киева от уплаты долгов, полагают эксперты.

«Россия обязательно должна требовать вернуть долг, потому что это – неотъемлемая часть коммерческой процедуры по отстаиванию своих интересов», – заявил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Если вы заключили договор и вам деньги не платят, вы или прощаете долги, или же выполняете определенные процедуры, одна из которых – признание государства дефолтным», – цитирует экономиста агентство Regnum.

Впрочем, как считает Делягин, Россия вполне может воспользоваться иным способом для возвращения своих денег. «Например, можно зафиксировать, сколько на самом деле нам должна Украина», – говорит он. Так, за недобор газа по контракту между «Нафтогазом» и «Газпромом», заключенным по схеме take or pay («бери или плати»), украинская сторона должна более 18 млрд долл., напоминает эксперт. «Мы об этой сумме тактично не говорим вслух. Хотя мы можем сказать, что пока эти деньги не будут заплачены, никаких поставок в Украину не будет», – предположил Делягин.

Марина Староверкина