Сейчас необходимость участия в подобном мероприятии для российской стороны отпала, поскольку политическая повестка дня на этих встречах считается исчерпанной. Об этом в преддверии саммита заявлял пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.

 

Измененная концепция

 

Официально ядерным оружием обладает Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР.

Прокомментировали отказ от посещения саммита и в российском МИД, заявив, что перед нынешним мероприятием его организаторы коренным образом изменили концепцию. Изменения заключаются в желании выработать в некотором роде указания для Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, а также ООН, Интерпола и Глобального партнерства. Такие рекомендации в первую очередь стоит рассматривать как попытку навязать мнение ограниченной группы государств упомянутым международным организациям и инициативам в обход их собственных механизмов принятия политических решений.

Никакой особой необходимости в проведении подобного саммита, а уже тем более на столь высоком уровне российская сторона не нашла. В МИД России считают, что первый саммит в 2010 году, созванный по инициативе президента США Барака Обамы, имел смысл, поскольку встреча позволила привлечь на высшем уровне внимание к актуальности этой проблематики и позволил дать импульс этой работе на международной арене и на национальном уровне. Сейчас проблематика носит довольно специфичный характер - тему ядерной безопасности должны обсуждать непосредственно специалисты отрасли: физики-ядерщики, спецслужбы и инженеры.

 

Снизить роль МАГАТЭ

 

Никакой особой необходимости в проведении подобного саммита, а уже тем более на столь высоком уровне российская сторона не нашла.

В США ожидаемо критично отнеслись к отказу России участвовать в вашингтонском саммите. Заместитель советника американского президента по национальной безопасности Бен Родс заявил, что, отказавшись участвовать в мероприятии по ядерной безопасности, России сама себя изолирует и упускает некие возможности. Что конкретно могла получить российская сторона от посещения саммита Родс так и не раскрыл. Еще в феврале 2016 года заместитель главы МИДа России Сергей Рябков заявлял, что продолжение российско-американских переговоров о сокращении ядерных вооружений исключено. Он подчеркнул, что переговоры могут быть продолжены, если будут учтены интересы и приоритеты Москвы.

Эксперты считают, что США совместно с западными странами намерены снизить роль МАГАТЭ и увести дискуссию по важнейшим проблемам ядерной отрасли в мире, в частности нераспространения ядерного оружия. Совсем недавно от военной составляющей своей ядерной программы пришлось отказаться Ирану под давлением американских политиков.

В связи с этим было бы резонно предложить свернуть ядерную программу и другой ближневосточной стране - Израилю, в арсенале которого имеется от 200 до 300 боевых ядерных зарядов. Однако со стороны Израиля пока не было никаких конструктивных шагов в этом плане. Помимо этого, примеру Ирана могла бы последовать Турция, на территории которой размещено американское тактическое ядерное оружие. Но все эти темы властями США замалчиваются.

 

Мечты о ядерной монополии США

 

На конференции Договора о нераспространении ядерного оружия в 2015 году Россия уже предпринимала попытки активизировать обсуждение вопроса о создании на Ближнем Востоке свободной от оружия массового поражения зоны. Но тогда из-за недовольства все того же Израиля рядом стран, включая США, Великобританию и Канаду итоговый документ конференции был заблокирован.

США совместно с западными странами намерены снизить роль МАГАТЭ и увести дискуссию по важнейшим проблемам ядерной отрасли в мире.

Подобные действия США в очередной раз приводят к мысли, что Вашингтон просто не хочет видеть конкурентов в плане ядерного вооружения. На сегодняшний день таким вооружением кроме США обладает Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР. У Ирана с ядерным вооружением ничего не получилось, так что теперь американские политики опасаются ядерной угрозы со стороны Пхеньяна. Северокорейское информагентство ЦТАК накануне саммита распространило сообщение, в котором говорится, что Соединенные Штаты собираются использовать предстоящий в Вашингтоне 4-й саммит по ядерной безопасности "для ужесточения санкций в отношении КНДР".

Власти КНДР полагают, что США не могут смириться с тем, что Пхеньян на законном основании получил доступ к ядерному оружию, и проведут этот саммит в отчаянной попытке любой ценой лишить КНДР возможности укреплять ядерный потенциал сдерживания в интересах самообороны. Кроме того, по вине США обостряется обстановка на Корейском полуострове, а Вашингтон намерен в дальнейшем использовать это для оправдания своей необоснованной ядерной активности. Предстоящий саммит в Пхеньяне и вовсе окрестили бессмысленным, вместо него нужно было подумать о налаживании отношений с КНДР.

Помимо России и КНДР, в саммите не будет участвовать представитель Пакистана. Премьер страны Наваз Шариф отменил свою поездку в Вашингтон из-за теракта, произошедшего 27 марта в Лахоре, жертвами которого стали более 70 человек. Таким образом, саммит недосчитается представителей нескольких ядерных держав. Хотя очевидно, что никто не планировал приглашать на мероприятие представителей Северной Кореи.

 

Неэффективный саммит

 

Премьер Пакистана Наваз Шариф отменил свою поездку в Вашингтон из-за теракта, произошедшего 27 марта в Лахоре.

В целом, проведение таких саммитов уже давно не считается эффективной мерой в сфере борьбы с ядерной угрозой в мировом масштабе. В июле 2005 года была одобрена поправка к международной конвенции о физической защите ядерного материала, принятая еще в 1979 году. Поправка предусматривала повышение ответственности стран, владеющих ядерными материалами, за их физическую сохранность. Самое интересное, что инициаторы саммитов по ядерной безопасности США приняли ее только в 2015 году после третьего саммита в Нидерландах.

Очевидно, что решения, принятые на подобных международных форумах, не являются чем-то обязательным для исполнения властями стран. Мероприятие собирает большое количество политиков и его посещение считается престижным. Но зачастую решение именно вопросов по ядерной безопасности на саммите отходит на второй план, а на первый план выдвигается политический подтекст.

Алексей Петров