Двухдневное заседание министерского Совета НАТО, итоговое в этом году, открылось в Брюсселе. Одна из важнейших тем на повестке дня - решение о приглашении в альянс Черногории. Население страны встречает эту новость масштабными акциями протеста.

 

Чем приглянулась Черногория?

 

Окончательное решение будет принято 2 декабря. Однако мало у кого остаются сомнения по поводу предстоящего решения, поскольку по информации источников, Совет НАТО на уровне послов уже поддержал начало переговоров о вступлении Черногории в альянс.

"Приглашение - это не конец пути, это начало процесса переговоров. Предстоит большая работа, как в плане реформ об обеспечении верховенства закона в этой стране, так и по обеспечению поддержки общественного мнения вступления Черногории в НАТО. Если решение будет принято, этот процесс займет некоторое время, я не могу назвать даты вступления", - приводит ТАСС слова генсека НАТО Йенса Столтенберга.

Но по информации в СМИ, процесс этот затянется не более, чем на полтора года. Мешкать Запад не намерен.

«Черногория имеет выход в это море в 300 км, а Западу важен Черногорский берег.С противоположной стороны Адриатического моря расположена Италия. После вступления Черногории в НАТО Адриатическое море со стратегической точки зрения будет абсолютно закрытым. Я не могу утверждать, но есть предположение, что НАТО даже не будет строить базы на Черногорском побережье. Таким образом, Сербия останется единственным бастионом без выхода в море, и ее положение станет еще сложнее. А возврат России на Балканы становится практически невозможным. Черногория так важна НАТО не из-за населения, не из-за армии в несколько тысяч человек, а как раз из-за ее стратегического месторасположения – черногорские горы являются самой высокой точкой Балканского полуострова, и это с военной точки зрения, тоже очень важно», - сказал Любомир Радинович в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции «Комсомольская правда» – программе «Открытым текстом».

 

На фоне протестов

 

В столице Черногории весь октябрь вспыхивали акции протеста против вступления в НАТО. Самые масштабные состоялись накануне заседания министерского Совета НАТО.

По оценкам полиции, поддержать протесты в Никшиче на улицы вышли более двух тысяч человек, что немало для полумиллионного городка. Протестующие собрались на центральной площади города, откуда после выступления лидеров «Демократического фронта» устроили марш по улицам города, пройдя шествием до здания местной администрации.

Премьер-министр Черногории Мило Джуканович неоднократно заявлял, что в акциях протеста виден «русский след». Однако сами организаторы категорически с ним не согласны.

«На протяжении всего времени протестов в Черногории мы сталкиваемся с обвинениями, что за нашими демонстрациями стоит Россия в финансовом и организационном плане. На самом деле это не так. Об этом было сказано и в Совете Федерации, где я выступал в ходе нынешнего визита в Россию. За этим протестами стоит, прежде всего, население Черногории, которое имеет антинатовские и во всех смыслах пророссийские настроения», - сказал в интервью ИА «Росинформбюро» Милан Кнежевич, председатель Демократической народной партии (ДНП), депутат парламента Черногории.

Отвечая на вопрос о проходящих в Черногории протестах против вступления в НАТО, генсек альянса Йенс Столтенберг, назвал их "вполне законным явлением в свободной стране".

 

Гибридные угрозы

 

Хотя генсек и отказался рассуждать о роли России в антинатовских протестах в Черногории, тема влияния России на пространство, которое НАТО считает "своим", будет активно обсуждаться на министерской встрече в разделе, посвященном так называемым "гибридным войнам", сообщаетТАСС.

По сути термин "гибридные войны" является для западного сознания тем же, чем термин "цветные революции" является для российского - и обозначает метод вмешательства в дела третьих государств за счет комбинации силовых и пропагандистских спецопераций и поддержки массовых уличных протестов.

Проблема альянса в том, что обвиняя Россию в ведении "гибридных войн" на Украине и якобы существующей угрозе их ведения в отношения стран НАТО (наиболее активно в качестве возможных жертв российской угрозы себя представляют страны Балтии), Североатлантический альянс хранит молчание о вмешательстве своих государств и спонсируемых ими структур во внутренние дела стран постсоветского пространства, Северной Африки, и других регионов.

  Марина Староверкина