Дипломат выразил уверенность, что процесс переговоров может возобновиться уже в конце февраля. Таким образом, переговорный процесс, начавшийся в Женеве 29 января не принес никаких результатов.

 

Долгая дорога в Женеву

 

Хотя прошедшие и закончившиеся ранее назначенного срока переговоры все же показали, что не все стороны способны и хотят договариваться об урегулировании ситуации. Первые встречи изначально были намечены на 25 января, но их пришлось перенести из-за несогласий сторон по поводу списка участников. Сирийская оппозиция, которая была сформирована коалицией в лице Саудовской Аравии и Турции, еще до начала переговоров выдвигала предварительные условия для их проведения, хотя таких договоренностей не было.

Стоит отметить и тот факт, что представитель ООН де Мистура объявил о начале переговоров только 1 февраля, когда в Женеву прибыла оппозиционная делегация Эр-Рияда, тогда как правительственная делегация прибыла в Женеву 29 января и успела переговорить со спецпосланником ООН.

На предыдущих переговорах в Вене была сформирована так называемая "дорожная карта" подразумевала, что стороны могут обсуждать условия урегулирования в течение 6 месяцев. Важнейшими условиями окончания боевых действий были названы прекращение боевых действий в Сирии (хотя это не распространялось на террористические группировки), формирование переходного правительства, принятие новой конституции и проведение выборов в течение 1,5 лет.

 

Хрупкий процесс

 

То, что переговоры будут затягиваться и вряд ли закончатся успешно, стало понятно в самом их начале. Это, в первую очередь, объяснялось тем, что представлять сирийскую оппозицию в Женеву приехало сразу две делегации. Одна - о которой договорились российские дипломаты во время встреч в Москве и Каире, вторая - сформированная Саудовской Аравией и Турцией в Эр-Рияде. Причем представители второй делегации входят в группировку "Джайш аль-Ислам", которая считается террористической в России и Сирии. Именно выдвинутое эр-риядской делегацией условие о прекращении боевых действий российскими военными не озвучивалось ранее, поэтому Москва категорически отказалась пойти на это.

Слухи о попытках срыва переговоров курсировали в самом начале процесса. Близкий к дипломатическим кругам источник сообщил, что переговорный процесс видится крайне хрупким, поэтому дальнейшая судьба переговоров будет зависеть от самых первых дней. Но участники отлично понимали, что все эти встречи могут прекратиться в любой момент, что в конце концов и произошло.

 

Временная пауза

 

Сам Стаффан де Мистура после объявления "временной паузы" постарался не выдать своего разочарования маленьким дипломатическим проигрышем. По словам спецпосланника ООН, международная организация не может позволить, чтобы процедурные вопросы стали важнее, чем разрешение гуманитарных проблем для сирийского народа. Он категорически отказался называть срыв переговоров срывом переговоров, отметив, что это еще не конец.

По словам де Мистуры, сирийское правительство рассказало ему о необходимости провести процедурные мероприятия прежде, чем начать переговоры по гуманитарным вопросам. Сторона оппозиции рассказала ему, что весь сирийский народ нуждается в решении их вопросов. Решение найдено не было, представитель ООН перенес переговоры, назвав все произошедшее лишь подготовкой, ведь впереди еще много задач, которые надо выполнить всем заинтересованным сторонам.

О чьей-либо вине за прекращение переговоров Де Мистура сообщить не решился, но глава сирийской делегации в Женеве Башар Джаафари рассказал, что оппозиция за несколько часов до официального объявления спецпосланника ООН уже решила покинуть переговоры, только после их решения Де Мистура принял решение прервать процесс. Представитель Сирии посчитал, что такие указания эр-риядская делегация получила от поддерживающих их стран - Саудовской Аравии и Турции.

 

МИД знает причины

 

Представитель российского МИД Мария Захарова позже прокомментировала ситуацию с приостановкой переговоров в Женеве. По ее словам, эр-риядская делегация так внезапно решила сбежать с переговоров из-за успехов правительственных войск в Сирии. Военным и силам ополчения 3 февраля удалась по истине успешная боевая операция по освобождению ряда населенных пунктов на севере провинции Алеппо. Правительственные войска смогли объединиться с ополчением из ранее заблокированных боевиками городов Захра и Мутбуль.

В результате совместных действий армии и ополчения боевики потеряли важнейший канал снабжения, так что радикальную оппозицию теперь больше заботит снабжение своих солдат оружием и топливом.

Алексей Петров