5 августа стартуют ежегодные мероприятия по линии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Малайзии пройдут министерское совещание Россия-АСЕАН, встреча глав внешнеполитических ведомств стран - участниц Восточноазиатского саммита (ВАС) и 21-я сессия Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). И вроде бы, главным вопросом на повестке дня должен стоять диалог России и стран Азии, но нет, по информации Известий, основная тема саммита – трибунал по крушению малайзийского Boeing над Украиной. МИД США не может не воспользоваться шансом оказать давление на коллег.

 

Старая история - новый аргумент

 

По информации Известий, в Куала-Лумпуре США попытаются убедить участников саммита АСЕАН поддержать идею трибунала, а также вновь разыграть антироссийскую карту, которая в последнее время стала одной из самых главных во внешней политике американцев.  

«США пытаются выставить Россию в неприглядном свете, как будто она покрывает виновников трагедии и выступает против расследования. На самом деле катастрофа Boeing служит инструментом для манипулирования общественным мнением и нагнетания антироссийских настроений. Но наша позиция очень четкая, и она не меняется: мы должны увидеть результаты расследования, которое должно быть открытым и не политизированным», — считает первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, отметивший, что материалы расследования должны быть опубликованы. 

Эксперты же считают, что США нужен трибунал как механизм для оправдания своего внешнеполитического курса, жертвами которого могут стать сами страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Новой аргументации по крушению малайзийского Boeing Сергей Лавров приводить не будет. Есть целый ряд аргументов, которые говорят в пользу этой позиции. Главный аргумент связан с тем, что Россия в прошлом году активно продвигала в Совбезе ООН резолюцию № 2166, где предусмотрен ряд мер, предложенных международному сообществу по объективному расследованию трагедии. Сегодня мы видим, что эти меры игнорируются и не выполняются», — рассказал Известиям источник в МИД РФ.  

По его словам, для того чтобы ускорить расследование, сделать его открытым и объективным, Россия предлагала ввести в Совбезе ООН пост спецпредставителя, создать специальную комиссию при ООН, но эти предложения были заблокированы. 

«Самый серьезный аргумент, что под давлением США от участия в расследовании крушения Boeing отстранена Международная организация гражданской авиации (ИКАО), являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, которая была создана в результате подписания в Чикаго в 1944 году Конвенции о международной гражданской авиации, — пояснили в МИДе, подчеркнув закрытость и кулуарность расследования причин катастрофы от мировой общественности. 

Представитель России, который был включен в группу по расследованию, фактически не имеет к нему доступа.

Как ранее заявлял посол РФ в Малайзии Валерий Ермолов, пока материалы следствия закрыты. 

 

Леонид Крутаков, политолог

Леонид Крутаков, политолог, Цель США – демонизировать Россию, потому что ситуация явно буксует. Введенные санкции не действуют. Прекращение рефинансирования российских банков и транснациональных компаний (Транснефть, Лукойл, Газпром) нанесло удар по экономике, но Россия к этой ситуации быстро адаптировалась. А сдаться США не могут, это будет означать их поражение. Основная задача трибунала – создание политического шоу. Понятно, что в основном будут вызывать свидетелей со стороны Украины.

 

 Для справки:

Boeing 777, совершавший перелет из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины после выстрелов со стороны украинцев, разрешивших пролет самолета над территорией военных действий украинской армии. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Президент Украины Петр Порошенко обвинил в случившемся Вооруженные силы РФ, однако так и не смог доказать эту версию

Под прессом США

 

Как считают эксперты, сейчас страны АСЕАН находятся под давлением США, но они не так глупы, чтобы не учитывать свои интересы.

«Они понимают, что расследование катастрофы приобретает политический окрас и что это делается для того, чтобы завтра тащить в том числе руководителей России, не имея на это оснований, в какой-то трибунал. Если добираются до России, то они могут быть в этом трибунале следующими», — приводят Известия слова зампреда комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, отметивший, что трибунал — это возможность привлекать к нему глав государств, что мы уже видели на примере экс-президента Югославии Слободана Милошевича.

А ведь крушение авиалайнера – не первая трагедия в международном сообществе. Однако ни по одному из случаев до этого трибунал не создавался. В политизированности вопросам сомнений уже ни у кого не остается.

  Марина Староверкина