Шестой раз данная конференция стала площадкой для диалога профессионального сообщества в сфере закупок в ОПК. В этом году в конференции приняли участие более 300 представителей от 150 организаций со всей Россией от Мурманска до Владивостока. Как отметили участники мероприятия: уникальность данной конференции в том, что она предназначена не просто для озвучивания изменений в законодательстве, а для того, чтобы понять, что на самом деле происходит и что нужно менять.

В ходе конференции были отмечены изменения законодательства о закупках в 2018 году, а также представлены задачи, которые только предстоит решить государственным органам в сфере закупок в будущем году.Кроме того, участники конференции поделились своим опытом работы в условиях изменившегося законодательства,  и обратили внимание экспертов на трудности, с которыми столкнулись в процессе организации закупок воборонно-промышленном комплексе.

На открытии конференции генеральный директор компании «Синапс-Мск» Сергей Картаев поприветствовал участников и поблагодарил ВПК России, ФАС, Минобороны за поддержку на протяжении всех шести лет существования конференции, благодаря чему она превратилась в инструмент, позволяющий донести позиции, проблемы и решения  профессионального сообщества до законодательной и исполнительной властей.

Закупки онлайн

В рамках пленарного заседания был обозначен ряд изменений, произошедших за последний год,а также намечены дальнейшие планы развития законодательства о закупках в ОПК.Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров отметил, что весь последний год был посвящен решению такой стратегической задачи, как переход осуществления закупок на электронные процедуры: «Если до начала этого процесса формально у нас было 50-60% закупок в форме электронных процедур в рамках закона №44 ФЗ, то сейчас стоит задача с 1 января 2019 года не менее 90%  всех закупок делать в электронной форме без права выбора, в обязательном порядке».  Заместитель Министра финансов считает, что система заработает в полную силу после завершениякаталога с описанием объектов закупок к концу 2019 года, а также перевода всех форм документов в электронную форму.

сейчас стоит задача с 1 января 2019 года не менее 90% всех закупок делать в электронной форме без права выбора

Помимо этого, замминистра обозначил другие направления, в отношении которых необходимо развиваться. Одно из них касается упрощения способов закупок, а именно, использование принципа «электронного магазина». «Эта технология хорошо зарекомендовала себя в международной практике и заслуживает того, чтобы ее развивать. В частности, в Корее эта система применяется больше 10 лет» - рассказывает Лавров.

В продолжение темы перевода процесса закупок в электронную форму, заместитель руководителя ФАС России Даниил Фесюк обратил внимание на то, что переход в электронную форму не должен являться простым переносом бумаг: «Это ничего не даст, если люди будут столько же работать со всеми допусками, предписаниями, ходить проставлять печати. Этот конкурс по трудозатратам будет равняться ровно тому, который сегодня мы проводим в традиционной форме. Переход в электронную форму должен сопровождаться новыми возможностями, а не просто копированием документов» - считает Даниил Валлерьевич.

Большие сложности малого бизнеса

О сложностях, с которыми сталкивается малый бизнес в рамках изменившегося законодательства, рассказала вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова. Она обратила внимание на избыточное количество поправок, которые регулярно вносятся в законодательство. Это создает необходимость подготавливать специальный персонал, который будет постоянно разбираться с этими вопросами. Если у крупного бизнеса есть ресурсы и люди выполнять приписанные нормы, то  у малого бизнеса другие условия - среднее число на предприятии малого бизнеса 3 человека. «Как сделать так, чтобы малый бизнес был нужен и полезен? Это можно сделать только одним образом, когда мы перейдем от обслуживания процессов к нормальному созидательному труду» - считает Елена Дыбова. «Можно бесконечно обсуждать точечные изменения, по большому счету  нужно работать и менять определенную идеологию».

Сравнивая итоги полугодий 2016, 2017 и 2018 годов, мы увидели картину, которая говорит о четкой положительной динамике. Можно сделать вывод, что повысился уровень финансовой дисциплины участников ГОЗ

Положительная динамика

Начальник управления Росфинмониторинга по работе с бюджетной сферой Михаил Седов рассказал о положительных результатах финансового мониторинга.  Он отметил, что веденная законом №275-ФЗ бюджетная система контроля, которая включает в себя наличие идентификатора, систему отдельных счетов с возможностью выстраивания кооперации исполнителей, показала свою эффективность и позволила исключить бюджетные расходы средств по наиболее рисковым основаниям.

«Сравнивая итоги полугодий 2016, 2017 и 2018 годов, мы увидели картину, которая говорит о четкой положительной динамике. Можно сделать вывод, что повысился уровень финансовой дисциплины участников ГОЗ. Сократилось количество участников, совершающих сомнительные операции, при этом сумма таких операций сократилась в 3 раза. А также почти в 3 раза сократилась сумма отказов по неформальным основаниям уполномоченных банков при проведении операций закупок» - сообщает  Михаил Седов.

Подводные камни системы

Необходимо выйти на стабилизацию законодательства, привести нормы различных законов друг с другом в соответствие для того, чтобы добиться эффективности работы системы госзакупок в оборонно-промышленном комплексе.

Руководитель аналитического центра «Эксперт 275» Елена Гончарук рассказала о проблемных вопросах взаимодействия головных исполнителей и исполнителей с государственным заказчиком  при заключении государственных контрактов и контрактов ГОЗ. Онавыделила 6 проблем, с которыми сталкиваются предприятия в ОПК:

К первой из них относится – отсутствие процедур обязательного согласования проекта контракта с Военным представительством Минобороны РФ (перечь условий, подлежащих согласованию, не регламентированы).

Вторая -  порядок заключения контракта с участниками кооперации до момента заключения государственного контракта.

Третья - зеркальность (соразмерность) условий государственного контракта и контрактов, заключаемых с исполнителями ГОЗ.

Четвертая - ограничения при включении в контракт условий о возмещении расходов, понесенных за счет собственных средств, отсутствие процедуры согласования размера запаса собственных средств на этапе заключения контракта в рамках банковского сопровождения ГОЗ.

Пятая - приоритизация методов определения цены продукции ГОЗ и жесткие директивные указания об установлении цены в пределах индекса к цене прошлого года поставки.

Шестая проблема связана с требованием Минобороны представления отчета об исполнении государственного контракта и контракта по ГОЗ – на данный момент отсутствует порядок, определяющий состав сведений, представляемых в расчете.

В конце обсуждения ключевых вопросов, участники отметили, что в  конечном итоге необходимо выйти на стабилизацию законодательства, привести нормы различных законов друг с другом в соответствие для того, чтобы добиться эффективности работы системы госзакупок в оборонно-промышленном комплексе.

Деева Людмила